“Россия, которую мы потеряли” в произведениях И. А. Бунина
Через все творчество И. А. Бунина проходит мотив тоски по уходящему прошлому. Писатель говорит о разорении дворянства, бывшего хранителем и создателем культуры. Этот мотив находит свое лирическое выражение в таких произведениях, как рассказ “Антоновские яблоки” и повесть “Суходол”.
В “Антоновских яблоках” Бунин вспоминает доброе старое время, когда дворянство переживало идиллическую пору своего существования; в повести “Суходол” он с грустью воссоздает хронику некогда знатного рода дворян Хрущевых.
“Многие
Такие размышления о судьбе дворянства заполняют “Суходол”.
Особенности мировоззрения Бунина дают возможность понять его поэзию в годы революции и гражданской войны.
В разгар революционного движения Бунин уезжает за границу. Он много путешествует. Но мыслями он был со своей родной землей. Постепенно природа России становилась для Бунина той целительной и благотворной силой, которая дает человеку все: радость, мудрость, красоту, ощущение беспредельности, разнообразия и целостности мира, ощущение своего единения со своей нацией, со своим народом.
Бунин превосходно чувствует и мастерски изображает обыденную жизнь. Для его прозы характерна простая композиция, отсутствие острой интриги, резко выраженных завязок и развязок.
Повествование обычно ведется в эпически спокойных тонах, выводы не подсказываются читателю, а вытекают естественно, как результат изображаемого. Автор описывает мельчайшие подробности обстановки, портрета, пейзажа. Вот характерная бунинская картина из рассказа “Подторжье”: “За телегами идут привязанные к ним лошади и коровы. На ногах коров тоже блестит низкое солнце, коровы идут медленно, с женскою неловкостью. Молодые кобылки и жеребчики, когда их объезжаешь рысью, красиво и гневно горячатся, шарахаются. И пахнет и конским навозом, и коровами, дегтем, и сеном, которым набиты тележные задки, больше же всего – городом и ярмарочным станом, уже раскинувшимся на громадном выгоне перед монастырем. Там, на этом выгоне, белеют балаганы, дымят собранные на скорую руку походные печки, набралось порядочное количество скотины и телег с поднятыми оглоблями, расставленных, однако, еще довольно просторно…”
Бунин воспроизводит живой народный колорит речи. В рассказах о крестьянстве, особенно в повести “Деревня”, он ярко передает своеобразие говора крестьян средней полосы.
Особенно ярко переданы сложные стороны жизни не высокоинтеллектуальных, образованных героев, способных глубоко мыслить, а самых обыкновенных, простых людей, Какими являются как главные герои – Тихон и Кузьма Красовы, Молодая и Денис Серый, так и многочисленные второстепенные, эпизодические лица. Обилие персонажей представляет ту разноликую многомиллионную народную Русь, о судьбе которой так печалится И. А. Бунин.
В таких произведениях, как “Антоновские яблоки”, “Суходол”, “Жизнь Арсеньева”, на первый план выдвигается лирическое настроение, связанное у Бунина с идеализацией безвозвратно ушедшего, что придает элегический тон изображаемому.
Русский характер… Основы души и поведения человека… Трудные, до конца не познанные тайны российского бытия исследует Бунин в большинстве своих произведений, поэтому, видимо, и волнуют нас сегодня его размышления над истоками национального характера.