Роль композиции романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”
В предисловии “Журналу Печорина” Лермонтов пишет: “История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее историй целого народа…” Вот рассказать эту “историю души человеческой” и поставил себе задачей Лермонтов в своем романе.
Его внимание прежде всего обращено на то, чтобы раскрыть сложный и противоречивый характер главного героя. Такая идейная задача и определила своеобразное построение романа. Особенностью его является нарушение хронологической последовательности событий, о
В повести “Бэла” о Печорине рассказывает Максим Максимыч, простой армейский штабс-капитан, плохо разбирающийся в душевной сложности Печорина. Печорин противопоставлен Максиму Максимычу, который
Печорин признается, что становится “причиною несчастья других, но и сам от этого не менее несчастлив”. Жизнь, прожитая в салонах высшего света, любовь светских красавиц “раздражала его самолюбие, а сердце оставалось пусто”.
Служба на Кавказе не оправдала его надежды на другую, полную активного действия жизнь. Напрасно он думал, что близость смерти, жужжание чеченских пуль возродит его: “стало скучнее прежнего”, когда он привык к опасности. Его надежда на любовь к юной “дикарке”, Бэле, тоже оказалась иллюзорной. Жизнь его состоит из противоречий. Он осознает никчемность своего существования, но, увы! – не знает, как изменить его. “Авось где-нибудь умру на дороге!” – обреченно говорит он Максиму Максимычу.
Последние три повести – это история жизни Печорина, написанная им самим. Эта история дается то в виде дневника (“Княжна Мери”), то в форме записок, которые герой составил уже спустя некоторое время после пережитых событий. В своем дневнике он “беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки”, был строгим судьей самому себе.
Последняя повесть “Фаталист” отвечает на вопрос, что привело Печорина к признанию необходимости, даже разумности холодного правила “смотреть на страдания и радости других только в отношении себя”. В повести он сравнивает предыдущее поколение со своим. У первых были надежды и страсти, которые угасли вместе с ними. У них была сила воли, уверенность в себе, в своих силах, в своем предначертании, а нынешние “жалкие потомки” не имеют ни убеждений, ни гордости, они не способны “к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья”.
Композиция и сюжет романа, таким образом, построены так, что незаметно ведут нас от поступков, которые совершает вначале Печорин, к их причинам. Самое тяжелое обвинение Печорину – отсутствие жизненной цели, бесплодность существования. Напрасно растратил он свои “необъятные силы”, не найдя своего “высшего назначения”.
О подобных людях поколения 30-х годов XIX века сказал Лермонтов в знаменитой “Думе”:
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.