Развитие связной речи учащихся. Составление киносценария к одному из эпизодов повести
УСІ УРОКИ ЗАРУБІЖНОЇ ЛІТЕРАТУРИ 7 КЛАС
II семестр
УКРАЇНА ТА ЇЇ ІСТОРІЯ В ЛІТЕРАТУРІ
УРОК 39
Тема. Развитие связной речи учащихся. Составление киносценария к одному из эпизодов повести
Цель: развитие связной речи учащихся; развитие умения применять полученные знания, используя законы другого жанра; развитие умения воспринимать и описывать события комплексно: действие, звук, слово; воспитание культуры связной речи; развитие воображения, установление ассоциативных связей между разными видами искусства.
ХОД УРОКА
І.
Постановка задачи: составление киносценария к главе VI “Пожар”. Подготовить таблицу:
№ кадра | Содержание | Крупным планом | Звук | Наиболее важные цитаты |
Представьте себе, что вы разбиваете текст главы VI на отрывки – по кадрам (мы уже знаем, что смысловое деление текста не совпадает с делением на абзацы). Голос за кадром зачитывает самые выразительные строки. Самое главное можно показать крупным планом. Звук составляют слова, шумы, музыка.
Худ. Б. Кустодиев. Пожар
ІІ. Формирование новых
Сначала – работа с учителем, активное сотрудничество и сотворчество, выслушивание и обсуждение всех идей.
После обсуждения содержания второго кадра в сильном классе можно предложить самостоятельную работу (по одному кадру) у доски.
(Для учителя деление на кадры немного условно: не стоит “дробить” материал на слишком маленькие фрагменты. Примем за критерий место события.)
1. Чтение учителем фрагмента главы VI с начала до слов: “… взял свечу и вышел из кабинета”
№ кадра | Содержание | Крупным планом | Звук |
1 | Владимир Дубровский разбирает бумаги в кабинете отца. Обводит взглядом стены, что-то перечитывает, что-то сразу рвет | Портрет матери (можно показать, как у Владимира наплывают слезы) – изображение расплывается | Голоса подьячих (неразборчиво), стуканье дверьми. Скрип открываемых ящиков, шуршание разбрасываемых бумаг |
Владимир положил письма в карман, вышел из кабинета | Пакет с надписью “Письма моей жены” – отдельные строчки, обведенная ручонка малыша. Стенные часы – 11 вечера | Музыка взволнованная, напряженная, когда герой читает письма, более спокойная, ласковая. Мелодия резко обрывается – бой часов |
Наиболее важные цитаты:
“Итак, все кончено. Еще утром имел я угол и кусок хлеба. Завтра должен я буду оставить дом, где я родился и где умер мой отец, виновнику его смерти и моей нищеты.
Нет! нет! пускай же ему не достанется печальный дом, из которого он выгоняет меня”. (Можно показать открытую страницу книги, которая наплывает на изображение.)
2. Чтение текста от “В зале приказные спали на полу” до “…и пошли около двора”
№ кадра | Содержание | Крупным планом | Звук |
2 | Владимир со свечою проходит через темную залу, выходит в коридор. Натыкается на Архипа. Разговор. Засветив фонарь, выходят во двор | Огонек свечи выхватывает из темноты беспорядок в зале, пьяных приказных на полу, хмурое лицо Владимира. В коридоре – отблеск пламени свечи на топоре Архипа | Тишина, прерываемая храпом приказных. Архип. Хорошо, что вы шли со свечою. Владимир. Зачем ты здесь? Архип. Я хотел. я пришел было проведать, все ли дома. Владимир. А зачем с собою топор? Архип. Эх они храпят, окаянные, всех бы разом, так и концы в воду. Тихая музыка, далее она звучит все громче и решительнее |
Наиболее важные цитаты:
“Не дело ты затеял. Не приказные виноваты”.
Худ. Д. Шмаринов. В лагере Дубровского
3. Чтение фрагмента от “сторож начал бить в чугунную доску” до “…и они выехали со двора”
1-й ученик определяет содержание кадра.
2-й ученик определяет, что показать крупным планом.
3-й ученик “озвучивает” кадр.
4-й ученик выбирает самые важные цитаты.
Примерный сценарий
№ кадра | Содержание | Крупным планом | Звук |
3 | Владимир встречает во дворе крестьян, дает распоряжение вывести из дому всех своих и запрячь телегу. На крыльце – охапка сена, Владимир подносит лучину. Приказ Архипу – отпереть двери в доме. Отъезд Владимира | Встревоженные лица дворовых людей. Егоровна одета так, как перед уходом из дома надолго. Сено, вспыхнувший огонь. Архип поворачивает ключ в замке, запирая. Пламя бежит по деревянным стенам | Слышен вдалеке удар в доску. Владимир. Где Егоровна? Поди приведи ее и выведи из дому всех наших людей. Гриша. В доме никого, кроме подьячих. Тревожная музыка. Треск пламени. Владимир. Кажется, второпях я запер двери в переднюю, поди скорее отопри их. Поворот ключа в двери. Архип (вполголоса, торжествуя). Как не так, отопри! Цокот копыт и стук колес телеги |
Наиболее важные цитаты:
“Отец наш, кормилец, умрем, не оставим тебя, идем с тобою”.
4. Чтение фрагмента от “Поднялся ветер” до конца главы
Учитель предлагает конкурс на лучшую работу, через определенное время обсуждаются варианты ответов.
Примерный сценарий
№ кадра | Содержание | Крупным планом | Звук |
4 | Пожар разгорается. Приказные ломятся в окна. Кровля обрушилась. Кошка на горящем сарае. Архип спасает кошку | Огонь охватывает стены. Испуганные лица приказных в огне. Кошка на пылающей кровле сарая, напуганная мордочка. Искры, тлеющая одежда Архипа, его закопченное улыбающееся лицо | Тревожная, но торжественная музыка, грозная. Треск пламени. Вопли приказных. Грохот обвала. Отчаянное мяуканье кошки. Архип. Чему смеетесь, бесенята? Божия тварь погибает, а вы сдуру радуетесь |
Наиболее важные цитаты:
“Каково горит, а? Чай из Покровского славно смотреть”.
III. Подведение итогов работы
– Почему мы смогли составить сценарий по тексту?
– Что нам помогло ярко представить события?
IV. Домашнее задание (см. предыдущий урок)