Проблема воспитания истинного гражданина в комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль”
Ты должен посвятить Отечеству
Свой век,
Коль хочешь навсегда быть
Честный человек.
Д. И. Фонвизин
24 сентября 1782 года в деревянном театре на Царицыном лугу состоялась премьера комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль”, которая стала триумфом идей русского дворянского Просвещения. Театр был полон, публика аплодировала “метанием кошельков”. Первым кошелек, наполненный золотом, бросил на сцену Дмитровскому сам Потемкин. В историю вошли слова, будто бы сказанные им автору: “Умри, Денис, лучше не напишешь”.
Центром
В молодости Стародум подружился как-то с одним графом, любившим говорить о чести и долге перед государством. Когда же была объявлена война, граф остался дома, а Стародум поспешил на фронт, чтобы заслужить звание дворянина, данное ему от рождения. О его героизме на фронте говорили многочисленные раны, а также уважение
В просветительских убеждениях Фонвизина важное место занимает мысль о должностях. Должность – “это тот священный обет, которым обязаны мы всем тем, с кем живем и от кого зависим”. Общество разделено на сословия, у каждого сословия свои должности, свои обязанности, но у дворян они наибольшие. Дворянин обязан помнить, что есть люди, которым надо помогать; есть Отечество, которому надо служить. “Степени знатности, – говорил Стародум, – рассчитываю я по числу дел, которые большой господин сделал для Отечества”. Самый большой господин в государстве – монарх. К нему, значит, надо предъявлять и самые высокие требования.
Правдин глубоко убежден в справедливости и просвещенном характере екатерининского самодержавия. Он прибыл, чтобы исполнить его волю: взять под опеку имение Простаковых. То же самое ожидает и Скотининых. Эти помещики, развращенные неограниченной властью, превратили своих крестьян в тягловый скот и еще более скотоподобными стали сами. Финал комедии – это своего рода рекомендация Фонвизина Екатерине вмешаться в отношения помещиков и крестьян, ограничить помещичий произвол.
Идеал фонвизинского гражданина выражен в очень простой формуле – честный человек. Честным может быть человек любого сословия. Если для Простаковой Цифиркин – слуга, то для Стародума он человек, заслуживающий уважения. На вопрос Правдина, сколько ему должны за обучение Митрофана, Цифиркин отвечает: “Мне? Ничего”. Лаже Простакова признается, что за двухлетнее обучение Митрофана Цифиркину заплатили только десять рублей. Цифиркин с достоинством отвечает: “Так: на те десять рублей я износил сапогов в два года, мы и квиты”. Он не желает брать денег за то, в чем не добился успеха. Стародум видит перед собой еще одну родственную душу. Сам-то он тоже когда-то “отошел от двора без деревень, без ленты, без чинов”, зато сохранил свою душу, свою честь, свои правила.
Честность, добронравие надо воспитывать с детства. Вот почему тема воспитания проходит через всю пьесу. Какой гражданин может вырасти из Митрофанушки?! А ведь он от природы далеко не глуп, всему виной воспитание. И дело не в том, что он азов наук не знает. В нем нет ни капли “благонравия”, то есть доброты. А
Стародум убеждает нас в том, что “главная цель всех знаний – благонравие”.
Если бы выполнялись советы Стародума, то “чувство Родины и чувство государства” никогда не противоречили бы друг другу.