Проблема творчества и пути писателя в романе Г. Булгакова “Мастер и Маргарита”

Одна из интереснейших проблем романа “Мастер и Маргарита” – проблема творчества. Булгаков ярко и выразительно срисовал мир литературной конъюнктуры, которая представляла современное писателю искусство слова. Как же решается эта проблема? Можно сказать, что и здесь Булгаков использует прием сопоставления типов писателей. Мастер сумел подняться над обществом, практически изолировал себя в подвальчике. Ему выдавались деньги, на которые он мог жить. Поэтому и знакомых в Москве у него практически не было. Это дало ему свободу создавать

то, что велит совесть морального человека, свободного писателя и талант Мастера. И рано или поздно он должен был показать свой роман миру. И тогда его стали судить люди наподобие Латунского. Разве понимали они, что подымают руку на творение о вечном? Возможно, понимали, так как время от времени и на них, как на Берлиоза, находил страх. Э

То был скрытый страх того, что кроме власти, которая их кормит и натравливает на кого-то, есть высшие силы. Но они привыкли жить, не задавая себе вопросов. Главное – лишь бы было сытно. Не случайно сцены в ресторане так похожи на сцены Великого бала сатаны. Ни оставляет сомнений

и ироническое изображение коридоров и кабинетов писательского союза, где надписи совсем далекие от творчества.

Это своеобразный распределитель материальных благ, да и только. Никакого отношения к творчеству это не имеет. Так вот ирония Бегемота и Коровьева, которые размышляют вслух о талантах дома Грибоедова, целиком понятна. Настоящим писателям совсем не нужны удостоверения о том, кто они есть, – довольно прочитать несколько страниц их произведений. Но они преподносят себя великими писателями. Иван Бездомный довольно успешно сначала вписывается в этот круг. Но он наделен живой душой, хотя и имеет неразвитый ум. Просто этот молодой человек воспитывался в безверии в эпоху, когда разрушались храмы и души. Он молодой, и автор надеется, что он еще поймет истину. Приобрел ли Мастер свободу, без которой творчество невозможно.

И да, и нет. Ведь он не смог бороться за свой роман. Поэтому и заслужил покой, а не свет. Доля мастера, как и судьба Ивана Бездомного, – это судьба тех, кто старался честно и бескомпромиссно разобраться, где правда, а где ложь, и познать истину. Именно на них возлагает надежду и сам М. Булгаков.

Когда о романе Булгакова говорят как о мистическом, то невольно припоминаю другие произведения, где встречаются подобные герои. И оказывается, что их не так уже и много. По крайней мере еще в фольклоре есть персонификации добра и зла. Значит, этот прием фантастичности не только оправдан, а и понятен. Но Булгаков поднимает этот прием на новый уровень: он обнаруживает мистичность в самом быту, реальности. Так из квартиры № 50 люди начали исчезать задолго до появления там Воланда. Так что функцию нечистой силы выполняла и сама власть. Только вот наказывала она за непокорность. А за что же наказывают Воланд, Коровьев, Бегемот, Азазелло? Всех ли они наказывают? Оказывается, лишь тех, кто отрекся от Бога, знал законы морали и таким образом попал под власть нечистой силы. И никакого зла здесь нет. Удивления вызывают, на первый взгляд, целиком реальные вещи. Коровьев оставляет за столом сам “управляющий костюм”, и тот подписывает его. Но чудо то, что, возвратившись, заведующий филиалом одобрил все, что наделал его костюм. Такой прием мы встречали уже в произведениях Салтыкова-Щедрина.

Фантастические образы помогают постичь, что то, что кажется обычным и нормальным, совсем не является таким. Это, значит, нечистая сила создает добро? Совсем нет. Вспомним последнюю часть главной христианской молитвы “Отче наш”: …и убереги нас от соблазна и избавь нас от лукавого…” Вот правда. Человек бывает слабым и подвергается соблазну, а нечистая сила именно соблазняет, а тогда и овладевает им. Известный русский философ В. Соловьев отмечал, что есть неизбежное, но необходимое зло, чтобы защитить добро, чтобы справедливо воздать тем, кто не воздержался от нарушения законов морали. Может, поэтому образы Коровьева и Бегемота изображены скорее юмористически, а их действия не всегда вызывают негодование. Достаточно припомнить посещение ими ресторана Грибоедова. И грустно от того, что именно нечистой силе приходит мысль, что без толку считать писателем того, кто имеет это удостоверение. Что мы, люди, делаем такие ужасные ошибки, одобряем несправедливость, которая на бытовом уровне проявляется в магазине, в ресторане или где-то еще. Грустно потому, что нечистая сила руководствуется не законом любви и добра. Этими законами, данными Богом, должны руководствоваться мы. Об этом и напоминает Булгаков в романе “Мастер и Маргарита” с помощью фантастических образов.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Проблема творчества и пути писателя в романе Г. Булгакова “Мастер и Маргарита”