Проблема искупления долгов прошлого в драме Ф. Дюрренматта “Визит старой дамы”
Можно наверное утверждать, что нет человека, который бы считал мир идеальным, преисполненным справедливости и гармонии. Известный швейцарский драматург Фридрих Дюрренматт в пьесе “Визит старой дамы” нарушил проблему справедливости и искупления долгов прошлого, проанализировав человеческую психологию. В самом деле, разве часто мы задумываемся над тем, что именно является справедливостью. И для всех ли она одинаковая, или только для одного кого-то? Героиня пьесы Клер Цамшасян, когда-то преданная любимым и опороченная, осужденная судом
Но как она хочет постичь ее? Согласно тому, чему научила ее суровая жизнь; “Я даю вам один миллиард и покупаю себе за него справедливость”. И хотя бургомистр сначала возражает, что справедливость купить нельзя, Клер убеждена: все можно купить, так вот понятно, что она алкала справедливости для себя. В своих намерениях она признает мораль.
И к сожалению, ее намерения поддерживают люди, не способные устоять перед соблазном денег. Но так ли случайно появление Клер в жизни Мгле через много лет. Ведь он понимает, что виновен в измене.
Страшная месть судьбы. Мгле понимает, что вещь даже не в том, что это делает преданная им женщина. Это будто сама судьба через много лет напомнила о его грехе и требует искупления. Сначала герой боится и ищет спасения. Но потом постепенно понимает: это и есть справедливость, которая вне человеческого ума. И он говорит: “Я сделал из Клер то, чем она есть, а из себя самого – никчемного торгаша, который дошел до края”. Не случайно автор употребляет очень циничный прием: жители города постепенно погружаются в долги, не сознавая, что за все нужно платить. И в данном случае искуплением долгов будет преступление. Мгле, говорит бургомистру: “Теперь вы должны быть моими судьями.
Я покоряюсь приговору, каким бы он не был. Для меня он будет справедливостью; а чем будет для вас – не знаю”. Так вот проблема искупления долгов прошлого решалась не только через образ Мгле. Она мыслится намного шире. И решений этой проблемы драматург требует не только от каждого героя, а и от читателя.