“Поэзия потерь” ранней Анны Ахматовой

Размышляя над загадкой популярности поэзии Анны Ахматовой, прежде всего думаешь об одной особенности – умение сказать немногими словами о искренних чувствах, о самом сокровенном. Так в одном из стихотворений “Молюсь окопному лучу”, на первый взгляд, лишь описание игры солнечного луча “на рукомойнике моем”. О душевном состоянии почти ничего не сказано, но “сердце пополам” – выразительнее говорит напруженное ожидание и переживание лирической героини. Все ее потери пропущены через восприятие мира. И детали проговаривают

лучше слов:

Бензина запах и сирены,

Насторожившийся покой…

А с этим пейзажем настораживает тревожное ощущение потери:

Он снова тронул мои колени

Почти не дрогнувшей рукой.

Женской чувствительностью Ахматова воспринимает недоговоренность, отсюда и определенная незавершенность концовок. В ответ на пронзительное:

“Это все… Ах, нет, я забыла,

Я люблю вас, я вас любила

Еще тогда!”

Одна реплика – “Да”.

И эта точка в конце такая безнадежная и безвозвратная, как самая тяжелая потеря. Именно это поражает в лирических стихах Ахматовой – умение передать

тонкий нерв человеческих отношений. Иногда она прибегает к иронии, как в июле “Вечером”, где объятие возлюбленного казалось искусственными:

“Так гладят кошек или птиц.

Так на наездниц смотрят стройных…

Так долго ждать, надеяться, мечтать о встрече, чтобы ощутить отчужденность. И эту потерю поэтесса высказывает через ироническое:

“Благослови же небеса –

Ты в первый раз одна с любимым”.

Анна Ахматова открывает безграничный мир, в котором нет ничего случайного, нет чужого. Каждый день, каждая ночь – миг такой короткой и прекрасной жизни. Она открыла бесповоротность фраз и боль случайных движений. В коротком стихотворении “Сжала руки под темной вуалью” достоверная и трагическая история любви и потери:

Задыхаясь, я крикнула: “Шутка Все, что было.

Уйдешь – я умру”.

Улыбнулся спокойно и жутко

И сказал мне: “Не стой на ветру”.

В последней фразой кроется так много, что и не сказать. На первый взгляд, забота о здоровье героини, а на самом деле констатирование безвозвратного решения. Это потеря. Возврата нет. Итак, “поэзия потерь” – это то, что делает лирику Ахматовой пронзительно искренней. Утонченность восприятия и умение передать несколькими словами целый сумбур чувств – вот особенность поэзии ранней Ахматовой.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)

“Поэзия потерь” ранней Анны Ахматовой