Новые способы изображения внутреннего мира человека в модернистской прозе XX столетия (по роману А. Камю “Чума”)
XIX – в начале в искусстве происходит глобальный переворот, связанный с поиском новых форм изображения человека и мира. Опираясь на достижение психологической прозы XIX столетия, писатели все больше углубляются во внутренний мир человека. Особое место в литературе XX столетия занимает показ психологии героев, попытка изобразить сложность и текучесть психологического процесса.
Творческой манере А. Камю присуща утонченность психологического анализа. Роман “Чума” построен на притворной беде, которая случилась с жителями городка
А. Камю разделял идеи экзистенциализма, философского течения, которое возникло в XX столетии. Приверженцы этого направления центром своей философской системы считают личность. Понятие “бытие” заменяется понятием “экзистента” – существование отдельной личности. Материальный мир воспринимается как угроза экзистенте, жизнь абсурдна. Человек одинок в этом мире,
Психологию человека в ситуации выбора и исследует А. Камю в романе “Чума”. Чума возникает как фатальная, абсурдная сила, перед лицом которой люди делают свой выбор. Наблюдая за людьми, которые вынуждены делать свой выбор, – бороться против чумы или надеяться на ее милость, врач Рие приходит к выводу, что существует больше оснований восхищаться человеком, нежели пренебрегать им.
Новые возможности раскрытия психологии героя Камю находит в отсутствии непосредственных описаний внутренней жизни. Врач Рие – рассказчик романа. Но о себе он говорит в третьем лице, на первый план выдвигает поступки героев. Внутренний мир раскрывается через внешние проявления. Например, эпизод смерти из-за болезни сына следователя. Ребенку ввели вакцину, на которую возлагали большие надежды. Но мальчик лишь больше страдал и дольше умирал. После его смерти Рие бросает в лицо священнику жестокие слова неверия в возможность высшей справедливости. Автор ничего не говорит о переживаниях своего героя, но его несдержанность свидетельствует об отчаянии.