Мать и дочери Ларины
Ольга… повторила свою маменьку с небольшими изменениями, которых требовало время.
В. Г. Белинский
Она (Татьяна) в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
А. С. Пушкин
“Евгений Онегин” – это “энциклопедия русской жизни” пушкинского времени. Впервые в русской литературе с такой широтой и правдивостью была воссоздана целая историческая эпоха, показана современная поэту действительность.
Действие романа развивается в семье Лариных. Семейство Лариных принадлежит к провинциальному поместному дворянству.
Мать Татьяны и Ольги в молодости увлекалась романами Ричардсона, Руссо. Перед Татьяной эти романы открывали удивительный мир с необыкновенными героями, совершающими решительные поступки. По примеру Юлии, героини романа Руссо “Новая Элоиза”, Татьяна, нарушая все запреты, первая признается Онегину
Ее мать, читая эти же романы в молодости, отдала дань моде, так как московская кузина “твердила часто ей о них”. Они не оставили в ее душе и следа. Отсюда и разное поведение в одинаковых жизненных ситуациях. Старшая Ларина в молодости “вздыхала о другом”, но вышла замуж по настоянию родителей, немножко попереживала, а потом, подчиняясь воле мужа, уехала в деревню, где хозяйством занялась, “привыкла и довольна стала”.
Татьяна же хочет любить, но любить человека, который близок ей по духу, который поймет ее. И такого человека, как ей показалось, она нашла в Онегине. Татьяна пережила трагедию отвергнутой любви, но зато она испытала настоящую любовь, настоящие чувства.
Пушкин, рассказывая о своей “милой” Татьяне, постоянно подчеркивает ее близость к народу. Она росла и воспитывалась в деревне и своим нравственным обликом, духовными интересами резко отличается от девушек дворянской среды. Татьяна полна искренности. Манерная жеманность светских барышень, кокетство чужды Татьяне, хотя ее мать в прежнее время, подобно своим подругам, писала
В альбомы нежных дев,
Звала Полиною Прасковью
И говорила нараспев.
Но прошло время, и она превратилась в помещицу,
Стала звать
Акулькой прежнюю Селину
И обновила наконец
На вате шлафор и чепец. Не то Татьяна.
Ее отношение к жизни, к ее ценностям не изменяется, а развивается. Став светской дамой, княгиней, живя в роскоши, она по-прежнему любит свой прежний мир:
Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, а дикий сад,
За наше бедное жилище.
Полной противоположностью Татьяны является ее младшая сестра. В Ольге много жизнерадостности, резвости, жизнь так и бьет ключом. Она всегда “с улыбкой легкой на устах”, всюду слышен ее “звонкий голос”. Но в ней нет той самобытности и глубины, что есть в Татьяне. Душевный мир ее беден. “Всегда скромна, всегда послушна”, она не задумывается над жизнью глубоко, следует принятым в обществе правилам. Она не может понять Татьяну, ее не настораживает поведение и настроение Ленского перед дуэлью. Мимо Ольги проходит все то, что оставляет глубокий след в характере Татьяны. Татьяна любит “не шутя”, “серьезно”, на всю жизнь.
Как не похожа страдающая Татьяна на ветреную Ольгу, которая, поплакав над Ленским, вскоре увлеклась уланом и вышла замуж, “повторив маменьку, с небольшими изменениями, которых требовало время” (В. Г. Белинский).
Татьяна, любимая героиня Пушкина, до конца несет в себе печать народности. Ее ответ Онегину в конце романа тоже в понимании Пушкина соответствует народной нравственности: нельзя строить свое счастье на горе и страдании другого.
Роман “Евгений Онегин” явился для Пушкина плодом “ума холодных наблюдений и сердца горестных замет”. И если он с насмешкой рассказывает нам о судьбе Ольги, повторившей судьбу матери, то Татьяна, эта “русская душою” девушка, нравственные правила которой тверды и постоянны, является его “милым идеалом”.