Лирический герой в поэзии С. Есенина
Россия! Кто ты?
Марево иль путь?
Куда же мне, куда теперь идти?
С. А. Есенин
В общении из крестьянской семьи, Есенин глубоко впитал в себя атмосферу родного края и отразил ее в своих стихах:
Мой край, задумчивый и нежный!
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной…
В общении с природой, со всем, что его окружало, поэт переживал то радость, то горечь, то сожаление, то успокоение, то грусть.
Противоречив и характер лирического героя. Он ощущает то неудовлетворенность жизнью, то тихую умиротворенность, то вспышки
Сшибаю камнем месяц
И на немую дрожь
Бросаю, в небо свесясь,
Из голенища нож.
М. Горький объяснил эти мотивы конфликтом, столкновением крестьянского поэта с капиталистическим городом, который встретил поэта, “как обжора встречает землянику в январе. Мне кажется, хулиганил он из отчаяния, из предчувствия
Октябрьскую революцию Есенин изобразил в стихотворении “Преображение”, которое написал в ноябре 1917 года. Революция здесь названа “светлым гостем”, представлена началом великого изобилия. “Словно ведра, наши будни он наполнит молоком”. Однако в реальной жизни изобилия не было. В автобиографии Есенин отметил, что принимал революцию “по-своему, с крестьянским уклоном”. Многое и вовсе не принимал. Все это послужило причиной духовного кризиса, пережитого поэтом в годы военного коммунизма. Есенину было жаль патриархальности русской деревни, на которую покушался социализм. В стихотворении “Иорданская голубица” деревенское прошлое дано в образе плывущего по небу впереди гусиной стаи, убивающегося от тоски лебедя. Поэт с горечью вопрошает:
Не ты ль так плачешь в небе,
Отчалившая Русь?
Поэту казалось, что новая жизнь, при которой родные поля оглашаются звуками “железного коня”, нарушает извечную гармонию человека с природой. Однажды из окна вагона он увидел маленького жеребенка, который бежал изо всех сил, боясь отстать от поезда. Этот случай послужил толчком к написанию поэмы “Сорокоуст”, где образ жеребенка символизировал старую деревенскую жизнь.
Многое в мировоззрении поэта изменила его поездка в Америку. До чего ж не понравились ему ни Европа, ни Америка! “Что сказать об этом ужаснейшем царстве мещанства, которое граничит с идиотизмом?.. Человека я пока еще не встречал и не знаю, где им пахнет”, – писал он.
Возвращение на Родину стало праздником. Есенин уже не возражает против индустриализации, хочет “стальною видеть бедную, нищую Русь”. Он признает необходимость перемен, но самому себе не находит места в новой жизни:
Цветите, юные! И здоровейте телом!
У вас иная жизнь, у вас другой напев.
А я пойду один к неведомым пределам,
Душой бунтующей навеки присмирев.
Печаль поэта обращена внутрь – к своей душе, к своим прежним не до конца перегоревшим чувствам: привязанности к избяному миру, к первозданной природе, “к тем полям, что когда-то любил”.
Не могла пройти бесследно для поэзии Есенина и его неудавшаяся личная жизнь. Лирика Есенина автобиографична. В ней и жизнь поэта, и радость, и печаль. В последних своих стихах он размышляет о прожитой жизни. Стихи эти можно условно назвать зимними, так много в них образов русской зимы:
Снежная равнина, белая луна,
Саваном покрыта наша сторона.
И березы в белом плачут по лесам.
Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?
Сергей Есенин, этот чародей русской лирики, оставил нам изумительные стихи, которые учат любить все живое и всегда оставаться людьми.