ИЗ ГРЕЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИ

МИФЫ И ПРЕДАНИЯ НАРОДОВ МИРА

ИЗ ГРЕЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИ

Изучая историю древнего мира, вы узнаете об удивительной античной1 Греции – стране высокой культуры, подарившей мировому искусству много сюжетов и образов: о красивых, но коварных богах, всемирном потопе, о том, как боги слепили из глины первую смертную женщину, а также о многочисленных подвигах, об аргонавтах – героях, отправившихся на корабле “Арго” под предводительством Ясона в Колхиду за золотым руном; о приключениях Одиссея; юноше Нарциссе и божественном пении Орфея…

Всё

это отразилось в мифологии древних греков, которые верили во многих богов (такая вера называется языческой) и очень подробно описывали своё представление о них. В мифах древние греки объясняли происхождение и законы устройства мира описывали, как произошло его упорядочивание из хаоса, толковали природные и космические явления, выстраивали внутренний мир человека.

По описаниям, поведению, чувствам большинство древнегреческих богов очень похожи на людей – это боги, живущие на горе Олимп. Их ещё называют поколением Зевса – главного бога древнегреческой мифологии. Но более древние боги

не были такими красивыми и совершенными, как Зевс, его братья и сёстры. Например, один из самых древних богов Уран в мифологии был похож на устрашающее ночное небо, а отец Зевса. Крон (Кронос), олицетворял бесконечность времени.

1Античный (от латин. antiqus) – древний.

Древние греки считали, что боги живут одной большой семьёй и активно вмешиваются в жизнь людей. Например. Зевс управлял всеми небесными явлениями, поэтому, когда сверкала молния и гремел И. Тишбейн. гром, греки говорили, что это гневается Зевс-громовержец. Бог морей Посейдон, бог подземного царства Аид, богиня мудрости Афина, богиня красоты Афродита и другие боги Олимпа во многих мифологических историях ведут себя, как люди: влюбляются, ссорятся, обижаются, мстят, страдают, радуются. Греки представляли олимпийских богов очень красивыми, а детей богов и смертных (то есть людей) наделяли особенной силой – это было поколение героев.

Герой призван выполнять волю богов на земле, отстаивать справедливость и упорядочивать жизнь. Поэтому герои в представлении древних греков обладали силой и сверхчеловеческими возможностями.

Ахилл. Геракл, Одиссей – герои древнегреческой мифологии – совершали подвиги. Они выделялись среди людей силой, мудростью, отвагой и приравнивались к богам. Но, как и все люди, эти герои были смертны. Очень показательна история героя Троянской войны Ахилла, сына царя Пелея и богини Фетиды. Герой наделён красотой, ловкостью, быстротой, силой, не имевшей себе равной. Мать очень хотела сделать сына бессмертным и окунула его в воды подземной реки Стикс, чтобы он стал неуязвим. И только пятка, за которую она держала младенца, не получила от Стикса защитной силы и осталась уязвимой. Раненный в пятку в одной из битв. Ахилл не смог оказать сопротивление и погиб. Отсюда и возникло устойчивое выражение axиллecoвa пята, которое обозначает “уязвимое место”. Возможно, в мифе содержится описание какого-то реального человека.

Верховным богом древних греков был Зевс – властитель неба, грома, молний и дождей. Взмахнёт Зевс рукой – удары грома раскатятся по небу, сверкнёт молния, и хлынет на землю дождь. Женой Зевса была Гера – царица среди богинь, защитница семейного очага.

Посейдон, брат Зевса, также считался владыкой морей. Когда он ударял своим трезубцем, на море поднималась буря, когда откладывал трезубец в сторону – волны утихали, а мореплаватели продолжали свой путь.

Владыкой подземного царства был Аид, брат Зевса. Он охранял мёртвых, не разрешая им вернуться на землю.

У Зевса было много детей. Самым красивым из них был Аполлон – бог света, обладавший грозной силой. Если человек внезапно упирал, то греки считали, что его поразила стрела Аполлона. Его чтили как врачевателя, покровителя искусства, поэзии и музыки.

Аполлон также предсказывал будущее и возглавлял хоровод девяти муз – покровительниц искусств.

Сестра Аполлона. Артемида – богиня луны и охоты, заботилась о растениях и обо всём живом на земле.

Самой прекрасной на Олимпе считалась Афродита – богиня любви и красоты. Она пробуждала в сердцах людей любовь.

Люди и боги боялись Ареса – бога войны.

С мечом в руке, в полном вооружении он мчался на колеснице по полю боя. Его сопровождали злые силы – богиня раздора Эрида и сыновья Деймос (Ужас) и Фобос (Страх). Зевс не любил Ареса. Он был свиреп и грозен, но удача не всегда сопутствовала ему.

На поле боя он часто уступал воинственной дочери Зевса, Афине Палладе – богине войны, а позднее богине мудрости.

Богом огня и кузнечного дела был Гефест. Он построил на Олимпе дворец для богов и ковал доспехи для героев в своей кузнице.

Вестником богов греки считали Гермеса, который покровительствовал путникам, пастухам и торговцам.

Помимо главных богов, окружающий мир был заселён божественными существами, обитавшими в долинах, горах, рощах, озёрах и морях.

Это были нимфы – вечно юные прекрасные девушки. Греки считали, что если высыхал ручей или гибла оливковая роща, то с ними погибали и жившие там нимфы.

Древние греки не видели особой разницы между жизнью и смертью. Загробное царство казалось им продолжением земного. Когда человек умирал, то родственники старательно снаряжали его в дальнюю дорогу – в подземное царство Аида, чтобы душа не заблудилась, её сопровождал Гермес – “проводник душ”. У реки Стикс, служившей границей между миром живых и миром мёртвых, умерший уплачивал монетку Харону (Харон получил от Гермеса распоряжение не перевозить бесплатно и не иметь дела с живыми), чтобы тот перевёз душу на другой берег реки. Там трёхглавый пёс Цербер (Кербер) впускал всех, но никого не выпускал обратно. Перед умершим расстилалась бескрайняя равнина, по которой бродили тени. Чтобы не тревожить себя воспоминаниями, они пили воду из реки забвения Леты, забывали обо всех своих земных бедах и печалях. Попавшего сюда судили три царя (Минос, Эак, Радамант), заслужившие эту честь праведностью и добротой при жизни. Достойным людям даровалось бессмертие, и их тени отправлялись в страну вечной жизни Элизиум, а преступников сбрасывали в Тартар, где их мучили и терзали богини мести Эринии.

Вопросы и задания

1. Что такое миф? Какие мифы вы знаете или уже читали?

2. Подумайте, почему древние люди верили во многих богов.

3. Кто такие герои в древнегреческой мифологии? Назовите их.

4. Выберите правильный ответ.

Язычество – это

А поклонение героям

Б вера в одного бога

В вера во многих богов

В мифологии Древней Греции боги жили на

А горе Киферон

Б Кавказских горах в горе Олимп

Боги-олимпийцы – это поколение

А Зевса

Б Урана в Кроноса

Выражение ахиллесова пята означает

А неуязвимость

В тайное знание

Б силу и отвагу

Г уязвимое место

5. Установите соответствие.

1 Зевс А бог моря

2 Афина Б бог подземного царства

3 Афродита В бог-громовержец

4 Аид Г богиня мудрости

5 Посейдон Д богиня красоты

6. Рассмотрите, как древнегреческий скульптор Мирон изобразил Афину Палладу.

7. Какие черты характера богини воплощены в этой скульптуре?

8. Почему у Афины на голове шлем?

Литературный комментарий

Прометей в мифологии Древней Греции – это двоюродный брат Зевса. Имя этого персонажа означает “мыслящий прежде”, то есть предвидящий.

Он наделён пророческим даром и в этом превосходит самого Зевса.

Прометей заботился о людях, которые жили в тёмных пещерах. Он похитил с неба божественный огонь, спрятал его в пустой трубочке камыша и передал людям как дар. Вместе с огнём люди получили также способность постоянно развивать свои знания.

Древнегреческий драматург Эсхил утверждал, что Прометей научил людей грамоте, науке чисел, подарил им умение мыслить, строить дома, корабли, различать времена года, приносить жертвы богам, шить одежды и носить их, заниматься различными ремёслами. Поэтому образ Прометея стал символизировать жажду знаний, а принесённый им с Олимпа огонь – прогресс в развитии человечества.

Огонь имеет два толкования – созидательное и разрушительное. Поэтому связанный с огнём образ Прометея имел и совершенно иное прочтение. Древнегреческий поэт Гесиод писал, что Прометей, похитив огонь, забрал у людей “золотой век”, поскольку до этого они жили в изобилии, а огонь принёс на землю гнев богов, из-за чего человечество неумолимо катится в пропасть. Но в большинстве мифов похищение огня считается подвигом Прометея во имя человечества.

Этот героический поступок вызвал гнев Зевса, и поэтому наказание Прометея очень жестокое: его приковывают к скале, и каждый день к нему прилетает орёл и клюёт его печень. Прометей героически терпит все муки, и у него ещё хватает сил утешать страдальцев, которые делятся с ним своим горем.

Поэтому в мировую культуру образ Прометея вошёл как символ духовного и физического мужества.

Прометеизм – способность жертвовать собой во имя других людей, быть образцом человеческого достоинства и величия.

Прометеев огонь – выражение, возникшее на основе мифа о Прометее. Оно употребляется в значении: священный огонь, горящий в душе человека: неугасимое стремление к достижению высоких целей в науке, искусстве, в служении людям.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)

ИЗ ГРЕЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИ