Идеалы юности в поэзии А. С. Пушкина

Я смело чувства выражаю,
Языком сердца говорю.
А. С. Пушкин
В стихотворениях Пушкина мы всегда найдем частицу собственной жизни поэта, а вместе с тем отражение эпохи. В первых же своих произведениях он старался следовать главному – истине и искренности.
Отечественная война 1812 года, поход русской армии за границу, взятие Парижа – все эти события волновали лицеистов, они жили ими. В стихотворении “Воспоминания о Царском Селе” (1814) юный Пушкин с восторгом пишет о русских ратниках-богатырях. Источник победы России над Наполеоном

он видит в героизме русского народа, в том, что весь народ встал на борьбу с врагом: Восстал и стар и млад; летят на дерзновенных, Сердца их мщеньем зажжены.
Но уже здесь присутствует мысль о свободе народа. Народы благоденствуют там, где нет узурпатора. Эта идея ярко выражена в стихотворении “Лицинию”. Поэт высказывает твердое убеждение в том, что государство гибнет от рабства и деспотизма: “Свободой Рим возрос, а рабством погублен”.
В этот период Пушкин знакомится и сближается с вольнодумцем П. Чаадаевым. Их тайные беседы нашли отражение в новых стихах:
Я сердцем римлянин, кипит
в груди свобода,
Во мне не дремлет дух великого народа.
Пушкин знакомится с запрещенными произведениями Радищева, среди его знакомых – будущие декабристы, он встречается с Грибоедовым. Под влиянием новых идей Пушкин создает несколько ярких, взволнованных стихотворений. Одним из лучших политических стихотворений этого периода является послание “К Чаадаеву”. Девятнадцатилетний поэт мечтает о борьбе с самодержавием, об освобождении родины из-под “гнета власти роковой”. В неволе, в политическом рабстве еще крепче надежда, еще слышнее “призыванье”, голос “отчизны”, еще нетерпеливее ожидание “минуты вольности святой”. Служение родине в сознании Пушкина связано с борьбой против угнетения, против власти самодержавия. Заключительные строки полны пафоса, высокого воодушевления, юношески чистой, сильной и пламенной любви к родине, к свободе:
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна.
Под влиянием оды Радищева Пушкин пишет оду “Вольность”, где открыто призывает к восстанию:
Тираны мира! трепещите!
А вы мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы!
Еще громче звучит мужественный голос поэта в стихотворении “Деревня”, где поэт обвиняет крепостное право, которое “без чувства, без закона присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца”.
Поэзия Пушкина поражает своей жизнерадостностью, прославлением радости жизни. Веселье, любовь, дружба – наиболее частые мотивы лицейской лирики. Свою дружбу лицеисты пронесли через всю жизнь. Пушкин часто обращается к своим друзьям-лицеистам: Горчакову, Пущину, Кюхельбекеру, Дельвигу. Каждый год в день открытия лицея Пушкин обращается к своим друзьям в стихотворной форме. Наиболее известным стихотворением стало “19 октября 1827”. Лицей навсегда остался в его памяти как колыбель вольномыслия и свободолюбия, как “лицейская республика”, сплотившая лицеистов в “святое братство”. Все стихотворения – гимн дружбе:
Жизни б путь нам был ужасен,
Когда б не тихой дружбы свет.
Пушкин с ранних лет задумывался о роли поэта и назначении поэзии. Уже в первом напечатанном стихотворении “К другу стихотворцу”, рисуя облик поэта, пятнадцатилетний юноша высказывает мысль о том, что поэт не тот, “кто рифмы плести умеет”, а тот, чьи стихи “питают здравый ум и вместе учат нас”. Сам он ощущает себя “неподкупным голосом”, “эхом русского народа” (“К. Я. Плюсковой”, 1818). Пушкин часто возвращается к этой теме на протяжении всего творчества (“Поэт”, “Поэт и толпа”, “Поэту”, “Эхо”, “Пророк”). По мнению Пушкина, чтобы стать настоящим поэтом, нужна высокая цель, во имя которой творит поэт, которая дает смысл, содержание всему тому, что так глубоко и точно он видит и слышит. Эта цель поэтически названа, как “Бога глас”, взывающий к “пророку”, повелевающий ему “жечь сердца людей” своим поэтическим словом (“глаголом”).
Пушкинские идеи свободы, уважения к достоинству человека, прославление разума были несовместимы с самодержавным строем, они отрицали его. Именно в прославлении свободолюбия и гуманизма видел поэт свою заслугу перед народом:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 3.50 out of 5)

Идеалы юности в поэзии А. С. Пушкина