Губительный путь в высшее общество (по роману Стендаля “Красное и черное”)
Основной закон для всего сущего – это уцелеть, выжить. Вы сеете плевелы и надеетесь взрастить хлебные колосья.
Н. Макиавелли
Жюльен Сорель – один из самых сложных персонажей Стендаля. Роман “Красное и черное” был написан Стендалем в 1830 году и опирался на реальные материалы судебного процесса над семинаристом Антуаном Бертье, казненном в феврале 1828 года. Стендаль заинтересовался необычайным происшествием, тщательно изучил доступные ему материалы, осмыслил их, переработал по-своему и создал произведение со схожим сюжетом,
Жюльена воспитывал старый штаб-лекарь, которого считали якобинцем и бонапартистом. Он рассказывал молодому человеку историю итальянского похода Наполеона и завещал Жюльену тридцать или сорок книг о Наполеоне.
Наполеон стал кумиром Жюльена, ведь именно он открыл путь талантливым, отважным, энергичным молодым людям. Однако, поклоняясь Наполеону, Жюльен решил стать священником. Это была самая выгодная и самая доступная для сына плотника профессия. Поступив в семинарию, он очень скоро понял, что будущие “пастыри народа” далеко не лучшие его представители.
Считая себя непревзойденным лицемером, Жюльен уверен, что это его единственное оружие, так как в другое время, при Наполеоне, он зарабатывал бы свой хлеб в сражениях.
Жюльен Сорель бунтует и борется с обществом, считая гегемонию аристократии и буржуазии общественным преступлением. При этом он понимает, что приходится “с волками выть” и действовать так, как действуют другие. Его “война” с обществом происходит скрыто, с его точки зрения, сделав карьеру, можно получить в будущем возможность изменить это общество лжи и насилия. Будучи рационалистом, он все же во многом мечтатель и идеалист. Имея возможность выгодно заняться торговлей, он выбирает войну, которую считает героической и полезной для общества.
Сорель презирает голых рационалистов, ищущих всюду только личную выгоду, хотя сам оценивает окружающих через призму того же рационализма. Исключением явилась только госпожа де Ренадь, любовь которой стала величайшим счастьем и горем его жизни и привела в конце романа на эшафот.
Жюльен рвется в Париж. Счастливый случай – знакомство с епископом, беседа с ним, во время которой юный семинарист продемонстрировал отличные знания по догматике и античной литературе и свою потрясающую память, позволяет Жюльену вырваться из семинарии и покинуть провинцию. Его рекомендуют на место личного секретаря влиятельному вельможе маркизу де Ла-Молю. Так Жюльен отказывается от духовной карьеры в угоду карьере светской, в угоду своей мечте завоевать мир.
После провинции Париж должен бьш показаться свободным городом, но Жюльен быстро понимает, что это не так: все чего-то боятся, одни – бедности, другие – революции.
Жюльен, внимательно слушавший разговоры в салоне Ла-Молей, беспокоится лишь о том, чтобы не сделать ошибки и сохранить свое положение в семье маркиза. Все остальное – его мечты. Он живет в обстановке искушений, оскорбительных любезностей, вынужденный чаще всего скрывать свое мнение, чтобы не попасть в беду. Но постепенно он начинает проявлять свою индивидуальность, чем привлекает внимание самой Матильды де Ла-Моль и ее друзей. Девушку изумляла его гордость, неожиданная для простолюдина, и удивительный для сына плотника ум. Жюльен был так не похож на ее поклонников! И, вопреки условностям света, эта гордая девушка предпочла сына плотника знатному и богатому окружению. Для нее Жюльен – человек, способный на поступок. Матильда втайне гордилась своей любовью, видела в ней что-то героическое. Любовь Матильды открывала перед Жюльеном большие перспективы. Отец Матильды был готов согласиться на брак и давал им огромные земли.
Письмо госпожи де Реналь к маркизу де Ла-Молю разрушило все. Как он мечтал об этой женщине, когда был наедине с Матильдой! Теперь она стала препятствием к его карьере. Покушение на убийство госпожи де Реналь он совершает словно в состоянии временного помешательства. И только узнав, что та, в которую он стрелял, жива, Жюльен вышел из этого состояния. Теперь у него не было никакого честолюбия, он понял, кого по-настоящему любил, к нему возвратилось то лучшее, что было у него от природы. Накануне казни он признался госпоже де Реналь, что никогда не был так счастлив.
Жюльен Сорель глубоко раскаялся в своем проступке, но на суде объясняет покушение на жизнь госпожи де Реналь страхом потерять все, чего достиг, что казалось ему его правом и являлось выражением общественной справедливости. Он говорит, что в его лице общество желает “навсегда сломить эту породу молодых людей низкого происхождения, задавленных нищетой, коим посчастливилось получить хорошее образование, в силу чего они осмелились затесаться в среду, которую высокомерие богачей именует хорошим обществом”. В сознании Жюльена это был протест против несправедливого общества, объявление ему войны.
Стендаль показал в своем романе судьбу энергичного и одаренного юноши “низкого происхождения”, перед которым общество закрыло все двери. Он вынужден искать иной путь. Вместо того чтобы приносить пользу обществу и этим прославиться, он становится преступником.