Главный конфликт пьесы А. Островского “Бесприданница”
Главный конфликт пьесы “Беспридан ница” определяется самим ее названием. Трагедия Ларисы Дмитриевны Огудаловой именно в том, что она бесприданница. Красота, ум, обаяние, человеческое достоинство ничего не значат в этом мире, если у тебя нет денег.
Читая список действующих лиц, мы обращаем внимание на то, какое исключительное значение придает Островский имущественному и общественному положению героев. Драматург указывает, что Кнуров – “из крупных дельцов последнего времени… с громадным состоянием”, Вожеватов – “один
Ни Катерина в “Грозе”, ни Лариса в “Бесприданнице” не являются всего лишь жертвами обстоятельств. Многое в жизни зависит и от самих людей, от склада их характера. Герои “Бесприданницы”
В пьесе раскрыты противоречия времени и человеческих характеров. Интересен в этом отношении образ Робинзона. Этот человек все время паясничает, он спился и опустился до роли шута. Робинзон нужен в пьесе не только как комический персонаж. В его образе главная тема обретает важный смысл: с Робинзоном уже случилось то, что хотят сделать с Ларисой. Он уже превратился в вещь, переходящую из рук в руки: молодой купец передал его Паратову, тот – Вожеватову. Жалкие попытки Робинзона хоть в чем-то отстоять свое достоинство только смешат Паратова и Вожеватова. И все-таки Робинзон не до конца укрощен жизнью. Вспомним одну из самых циничных по своему смыслу сцен пьесы. Кнуров и Вожеватов обсуждают сложившуюся ситуацию: Сергей Сергеич Паратов, хотя и человек смелый, “миллионную невесту на Ларису Дмитриевну не променяет”. Теперь наступает их черед, и они бросают жребий, кому достанется оставленная Паратовым Лариса. “О, варвары, о, разбойники! Ну, попал я в компанию!” – восклицает Робинзон.
Все надежды Ларисы рухнули. И дело не в том, что Паратов, как оказалось, обручен, что, поманив Ларису за Волгу, он обманул ее. Дело в том, что Лариса обманывала себя, тщетно надеясь найти и обрести тот “идеал мужчины”, которого в жизни, наверное, уже и не найти вовсе.
Лариса – жертва не только циничных замыслов Кнурова и Вожеватова или самолюбивых притязаний Паратова и Карандышева, но и собственных заблуждений, иллюзий, ошибок, за которые надо расплачиваться.
Древнегреческий ученый и философ Аристотель считал, что цель трагедии – очищение души (“катарсис”). Потрясенный неожиданным ходом событий, герой постигал истинный их смысл, ему открывалось нечто существенное в себе самом. Именно это переживает и Лариса и доходит до беспощадности к себе. Перед ней выбор: либо соблазниться кнуровской роскошью, либо хоть как-нибудь, да существовать. Есть еще третий, самый желанный выход: “Кабы теперь меня убил кто-нибудь…” В таком состоянии и застает ее Карандышев. Он продолжает настаивать на своих правах. Но в ответ на его “должна” следует ее “никогда”. И тогда Карандышев стреляет. “Милый мой, какое благодеяние Вы для меня сделали!” – говорит ему Лариса.
“Бесприданница” Островского – пьеса с катарсисом. Очищение тут переживает самый благородный, самый прекрасный, самый глубокий человек – Лариса. “Никто не виноват… Живите, живите все!.. Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь… вы все хорошие люди… я вас всех… всех люблю”, – твердит умирающая Лариса, и слова эти очищают не только ее душу, но и нашу.