ЭЗОП (VII-VI вв. до н. э.) – БАСНИ
БАСНИ
Давным-давно, никто и не припомнит когда, человек научился выражать поучительную мысль в краткой форме, например в пословицах. Со временем возникла потребность проиллюстрировать назидание каким-нибудь примером из жизни. Чтобы рассказ был занимательным и чтобы поучение не было слишком прямолинейным, в роли персонажей изображали животных, рыб, птиц, растения, вещи и т. п. Такие рассказы стали называть баснями. Произошло это слово от древнерусского глагола баяти – рассказывать. Поучительный вывод басни стали произносить в начале
Каждый народ имеет своих знаменитых баснописцев, например, у древних римлян это Федр, у французов – Ж. де Лафонтен, у немцев – Лессинг, у украинцев – Л. Глибов и т. д.
В этом разделе вы познакомитесь с баснями древнегреческого поэта Эзопа и произведениями русского баснописца XIX в. Ивана Андреевича Крылова.
Их басни восхищали и слушателей, и читателей
Кот, сторожащий гусей. Малюнок на папирусе. Египет. Около 1120 г. до н. э.
Рождение жанра басни связывают с именем древнегреческого баснописца Эзопа, которого причисляли к семи выдающимся мудрецам античности. И хотя все сведения о его жизни легендарны. Эзоп, по видимому, всё-таки был реальным человеком. По мнению древнегреческого историка Геродота Эзоп родился рабом, жил на острове Самос, позднее служил при дворе лидийского царя Креза. Был убит жрецами1 в Дельфах, потому что высмеивал богов.
Чем же снискал себе такую славу человек рабского происхождения, которого современники и потомки считали достойнее жрецов и богачей?
Люди из народа были по-своему очень мудры и остры на язык: они могли метко, порой даже в обидной форме, высмеять любые недостатки знати. Из таких народных насмешек, вероятно, и зародился жанр басни, который сразу же стал довольно глубоким и структурированным.
В иносказательном сюжете басни действующими лицами чаще всего выступают условные басенные звери. Но под видом животных в баснях аллегорически изображены определённые люди или социальные явления.
Все басни Эзопа написаны прозой. Очень долгое время они существовали устно. Первый сборник “Эзоповых басен” на рубеже IV-III вв. до н. э. составил Деметрий Фалерский2. Этот сборник положил начало традиции басенных записей. В него включены более трёхсот произведений разных баснописцев.
В V. до н. э. началась литературная обработка басен Эзопа. Басни Эзопа просты и кратки, их сюжет не отягощён второстепенными подробностями. Басенный язык простой и близкий к разговорному. Сюжеты взяты из жизни.
Чаще всего в баснях Эзопа встречаются такие животные персонажи, как лисица, лев, змея, волк, собака, осёл. Причём характеры этих зверей меняются в зависимости от сюжета басни, то есть все они интересуют автора не сами по себе, а как носители определённых функций. Эзоп придумал свой особый, иносказательный, язык, который так и называют – эзопов язык.
1 Жрец – служитель религиозного культа.
2 Деметрий Фалерский (350-283 гг. до н. э.) – древнегреческий государственный деятель и философ. Один из основателей Александрийской библиотеки.
Теория литературы
Басня – это короткий рассказ, написанный в стихах или прозой, который отличается иносказательным сюжетом и через иносказание и аллегорию высмеивает человеческие пороки или недостатки общества.
Экспозиция – это изображение положения действующих лиц, обстоятельств и обстановки, в которой они находятся до начала действия.
Мораль басни – меткий вывод, который делает автор из описанной им ситуации. Мораль, как правило, располагается в конце басни, как бы подытоживая её.
Сначала басни активно использовались в школах на уроках риторики (красноречия), но очень быстро стали популярным жанром массовой литературы.
Читая басню, мы должны показать, что верим в её достоверность. Поскольку описанная ситуация чаще всего имеет бытовой характер, нужно научиться с помощью интонации выделять реплики каждого действующего лица, используя жесты и мимику.
Благодаря басням сформировался и так называемый эзопов язык – своеобразный способ формулирования двузначных мыслей с намёками, недомолвками, иронией, фигурами умолчания, аллегориями.
Структуру басни можно представить следующей схемой: экспозиция – замысел – повествование – неожиданный результат – реплика-мораль.
Рассмотрим басню Эзопа “Отец и сыновья” (перевод Л. Толстого), относительно приведённой выше структуры.
Экспозиция | Замысел | Повествование | Неожиданный Результат | Реплика-мораль |
Отец приказал сыновьям, Чтобы жили в согласии; Они не слушались. | Вот он Велел Принесть Веники Говорит: – Сломайте! | Сколько они ни Бились, не могли Сломать. Тогда Отец развязал веники велел ломать по одному Пруту. | Они легко пе Реломали Прутья пооди Ночке. | Отец и говорит. – Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь – вас всякий легко погубит. |