“…Чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа” (поэма А. А. Блока “Двенадцать”)
Александр Блок – трагическая фигура в нашей национальной истории “потерянное дитя”, – писала Зинаида Гиппиус. Он трагичен своей ролью романтика в революции, гения захваченного стихией и видевшего своими глазами “слепой и беспощадный русский бунт”. Трагичен своим поздним понимание той цены, которую заплатила русская интеллигенция и вся Россия за бесовское наваждение – веру, что к светлому будущему можно придти через кровь, разрушения, новую “пугачевщину”. Свидетель “страшных лет России”, гениально отобразил
“Двенадцать” – самое важное, самое бессмертное блоковское творение, потому что он подводит итог безумному влечению русской интеллигенции идей революции. “Революционный пожар” новым светом озарил все творчество Блока, придал ему тревожный и мятежный смысл – жизнь и борьба человек “меж двух огней”. Время окрасило “Двенадцать” в цвет кумача, сделало политическим манифестом в руках тех, кому нужно было как – то оправдать национальную трагедию 1917 года. Блок, хотя и приветствовал революцию в статье “Интеллигенция и революция”, но не был политиком.
Поэма
Черный ветер, белый снег…
Ветер, ветер на всем белом свете!
В город ворвалась стихия, ветер, вселенский мировой. Ветер крепчает, сливается с вьюгой, “смеющийся в очи” человеку, и вместе они накрывают город. Вроде идет обычная жизнь: сугробы, на улицах лихачи, распахнуты двери кабаков, плакаты, кто – то кого – то убил, идут двенадцать солдат. И вместе с тем чувствуется, что сейчас происходит что – то важное: борются не на жизнь, а на смерть хаос и гармония, свет и тьма. Нет не двенадцать воплощают в себе идею гармонии, света. Где он, тот свет? В чем? Пока только ночная душа города. Лихорадочный, меняющейся от марша к городскому романсу, от романса к частушке, ритм поэмы как бы собирает всех жителей, все классы и сословия на огромную площадь, где решается их историческая судьба.
Вот мимо прошли двенадцать:
“Пальнем – ка пулей в святую Русь”.
Какой странный у них вид:
В зубах цигарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз.
Поэту видится на спинах его героев страшный знак каторги. Куда и зачем они идут? Почему радостно скандируют:
Свобода, эх, эх, без креста!
Кто они? Люди, готовые к разрушению и насилию “Выпить кровушку за зазнобушку”. Им позабавиться не грех. Поэт, сам прошедший путь “вочеловечивания”, дает шанс преодолеть злобу, снять накипь с души, очиститься в процессе революции. Должно же быть в них что-то человеческое, нельзя же все уничтожать! Ведь в человеке два начала: бесовское (черное) и Христово (белое). Блок, как романтик, был убежден, что из стихи должна родиться гармония. Но нет.
Группу из двенадцати “апостолов” революции замыкает пес, не просто бездомная собачонка, а символ дикого, необузданного злого, жестокого. И только впереди, далеко, за снежной завесой, идет тот, от кого они отказались, сняв с себя крест, – Христос. А пока они сами удивляются: “Эка тьма!”. Тьма вокруг них и в душах – тьма безверия и слепоты. А доказательство тому – убийство Катьки. Убийство из-за ревности, из-за душевной темноты и “дозволения” революции, делать что хочешь. Пролита кровь невинной жертвы. А сколько таких “Катек” убьют они на своем пути еще? Кровь на снегу – это трагедия, которой нет оправдания. Поэтому убийце стало стыдно “голову повесил”. Блок считал, что память о Боге, называемая совестью, живет в каждом. Совесть убийцы оборачивается страхом. Тут-то и появляется:
Нежной поступью надъвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз –
Впреди – Исус Христос.
Какой смысл этого символа?
Блок сам признавался Гумилеву: “Мне тоже не нравится конец… Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос, но чем более я вглядывался, тем яснее видел Христа”. Эта интуиция гения.
Блок хотел оправдать революцию и не сумел. Осталось одно – предупредить Россию, что путь преодоления прошлого лежит не через братоубийственную войну и разжигание темных, слепых инстинктов в человеке, пусть в благородной форме: “Вся власть советам!”, а через движение к добру, красоте, истине, любви. Не надо перестраивать мир, не надо кричать:
Запирайте этажи,
Нынче будут грабежи.
Нужна духовная революция, преображение нашего “внутреннего человека” Блок совершил нравственный подвиг всем своим творчеством, и в первую очередь поэмой “Двенадцать” – честной бескомпромиссной оценкой революции. Чуковский говорил: “Я назвал поэму гениальной. Его темы огромны: Любовь. Бог. Россия. Его тоска вселенская: не о случайных… изъянах быта, но о вечной непоправимой беде бытия.” Эта беда – безбожие, отсутствие нравственного закона. Светлое, святое в нашей стране будут вытравлять всеми способами. В 20 -30 годы детей публично заставляли отказаться от родителей, взорвут дорогу к Храму и сами Храмы. А в конце ХХ века изгонят Солженицина с родной земли, ускорят смерть Сахарова, убьют А. Меня. Блок как бы предвидел это, но верил, что Исус Христос вернется на благодатную русскую землю, которая не разучилась еще каяться.
… И там, где огонь гудит, развихрясь,
Он видит все-таки Христа.