Михаил Юрьевич ЛЕРМОНТОВ (1814-1841) – ПОЭТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

ПОЭТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Михаил Юрьевич ЛЕРМОНТОВ (1814-1841)

Лермонтовым нельзя начитаться.

Глуби на мысли сочетается у него с великим совершенством выражения.

Ираклий Андроников, российский литературовед

МАСТЕР ПОЭТИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ

Известный исследователь творчества Лермонтова И. Андроников подчеркнул этим высказыванием важную особенность поэта, который, изображая виднеющийся в голубой дымке парус, растущие в песках знойной пустыни пальмы, умел передать самые яркие мысли, волновавшие лучших людей

его поколения.

Как вы помните из изученного в 5 классе, родился Михаил Юрьевич Лермонтов 15 октября 1814 г. в Москве. Его детство прошло в Тарханах1, в имении заботливой по отношению к нему и жестокой к остальным людям бабушки – помещицы Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Судьба будущего поэта сурово распорядилась с ним. Мальчику не было и трёх лет, когда умерла мать. Большим ударом для него оказалась и вынужденная разлука с отцом, который, став жертвой распри с бабушкой, был обречён на редкие встречи с горячо любимым сыном.

1 Тарханы – село, расположенное в Пензенской губернии.

Душевные мучения рано

осиротевшего ребёнка не могли не сказаться на дальнейшей жизни и творчестве Лермонтова. Неслучайно в его поэзии разных лет так часто звучат мысли об одиночестве, как, например, в стихотворениях “Утёс” (знакомом вам с 5 класса) и “Парус”, которое для многих стало визитной карточкой поэта.

Когда Мише исполняется 12 лет, бабушка перевозит его в Москву, а в 14-летнем возрасте он поступает в одно из самых знаменитых учебных заведений России – Благородный пансион при Московском университете. Наибольший интерес у одарённого юноши вызывали занятия русской словесностью, иностранными языками, немецкой литературой и рисованием. Увлечение произведениями немецких писателей ещё не раз напомнит о себе. Так, в последние годы жизни поэт подарит читателям два прекрасных стихотворения, созданных под влиянием поэзии великих немцев – Иоганна Вольфганга Гёте (“Горные вершины…”) и Генриха Гейне (“На севере диком…”).

Яркие способности, неуёмное рвение к знаниям не могли быть не замечены преподавателями: Лермонтов занимал первые места при аттестации среди своих сверстников. Именно в это время стремительно развивается поэтический талант юного дарования. Интересно, что первые его стихи увидели свет в рукописных журналах и сборниках, которые выпускали сами воспитанники пансиона. Всего же за два неполных года обучения в пансионе он написал около 60 стихотворений! Кроме того, из-под пера поэта в этот период вышел и целый ряд больших поэтических произведений, о которых вы узнаете в старших классах.

Дух свободомыслия и творчества, который царил в Московском пансионе, способствовал развитию Лермонтова как личности, стремящейся к полезной деятельности, упорному труду. Именно эту жажду действия он передал в одном из своих лучших произведений, которое было написано уже гораздо позже и получило название “Три пальмы”. Мысли о непрестанном действии как цели жизни пронизывают и упомянутое выше стихотворение “Парус”.

Все названные произведения объединяет то, что каждое из них – это своеобразная пейзажная зарисовка или даже целая картина. Лермонтов любил рисовать и красками, и карандашами, и пером, но его лучшие творения нарисованы словом. Отмечая в нём тал ал т художника, Ираклий Андроников писал: “Немного рождалось поэтов, которые бы так “слышали” мир и видели бы его так, – динамично, объёмно, красочно. В этом Лермонтову-поэту помогал его глаз художника. Не только с натуры, но и на память он мог воспроизводить на полотне, на бумаге фигуры, лица, пейзажи, кипение боя, скачку, преследование. И, обдумывав стихотворные строки, любил рисовать грозные профили и горячих, нетерпеливых коней. Если бы он профессионально занимался живописью, он мог бы стать настоящим художником “.

Давайте же продолжим наше путешествие по страницам лермонтовской поэзии и, пристально вглядываясь в нарисованные его воображением картины, постараемся приблизиться к постижению глубины мысли великого поэта.

1. Подготовьте вопросы к классу о детских и юношеских годах Лермонтова.

2. Как обстановка, которая окружала поэта в это время, повлияла на развитие его творчества?

3. Какую особенность поэзии М. Ю. Лермонтова подчёркивал Ираклий Андроников?


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 3.50 out of 5)

Михаил Юрьевич ЛЕРМОНТОВ (1814-1841) – ПОЭТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ