Искусство Возрождения и влияние на литературу

В каждом человеке солнце. Только дайте ему светить.

Сократ

Вы уже знаете, что Возрождением (или Ренессансом) называют историко-культурную эпоху перехода от Средневековья к Новому времени, ознаменованную бурным расцветом науки и искусства (ХIV – начало XVII вв.). Это одна из наиболее ярких эпох в истории человечества, оказавшая огромное влияние на последующее развитие культуры. И в наши дни свободную личность, стремящуюся к гармоническому развитию, постоянному совершенствованию, к преобразованию мира силой разума и искусства, называют

“человеком эпохи Возрождения”. Чем же привлекают людей XXI века времена, от которых их отделяют целые столетия? Чтобы ответить на этот вопрос, не только вспомним и обобщим ранее изученное, но и расширим наши познания.

Эпоха Возрождения пришла на смену Средневековью, основой её идеологии стал принцип гуманизма (от лат. человечный), согласно которому человек провозглашался высшей ценностью, центром всего мироздания. Гуманисты (а именно так называли прогрессивных деятелей науки и искусства того времени) в противовес догмам католической церкви утверждали право каждой личности на свободное развитие

и реализацию своих способностей. В отличие от средневековых схоластов1, они воспринимали человека не как грешное и низкое создание, а как прекрасную физически и духовно личность. Так, итальянец Джаноццо Манетти восторженно восклицал: “Какое великое и чудесное достоинство человеческого тела…

Насколько благородна и совершенна душа человека”. Идеалом мыслителей Возрождения был универсальный человек, то есть тот, кто стремился овладеть знаниями из самых различных наук, работал над развитием разнообразных способностей. Гуманисты свято верили в безграничные возможности личности, проповедовали свободу суждений и выбора. Главная идея их произведений – восприятие человека как творца своей судьбы, вершителя изменений в обществе. Именно эти мысли звучат в сочинении итальянского философа Пико делла Мирандолы “О достоинстве человека”: “Тебе дана возможность упасть до уровня животного, но одновременно ты в состоянии вознестись до уровня Бога только благодаря своей внутренней воле…”. Как будто вторя ему, величайший представитель английского Возрождения Вильям Шекспир позже напишет: “Наша личность – это сад. А наша воля – его садовник”.

Значительную роль в формировании культуры Возрождения сыграли идеи Реформации (от лат. преобразование) – движения за обновление церкви. Толчком к нему стало выступление в 1517 г. профессора философии и богословия Виттенбергского университета (Германия) Мартина Лютера против Рима как центра католичества. Реформаторы критиковали католическую церковь, которая, проповедуя бедность, сама утопала в роскоши. В результате такого противостояния в ряде стран Европы была создана новая церковь – протестантская. А в 1540 г. увидело свет послание Мартина Лютера “Об искусстве перевода”, в котором он высказал мысль о необходимости широкого использования ресурсов народного языка. Осуществлённый им перевод Библии на немецкий язык стал важным событием в европейской культуре.

В эпоху Возрождения мощный толчок к развитию получили не только науки, но и многие искусства: литература, живопись, скульптура, архитектура, музыка. Наиболее яркими особенностями искусства этого времени являются следующие.

1.Интерес к человеку и его деятельности.

Своими произведениями гуманисты слагали гимн достоинствам человека, прославляли новый тип личности – активной, ищущей, жаждущей перемен к лучшему. Воспевая физическую и духовную красоту человека, они зачастую идеализировали определённый образ. Яркий пример тому – сонеты Петрарки, посвящённые прекрасной Лауре.

Именно эта тенденция повлияла на название эпохи, в основу которого положена мысль о возрождении классической древности, несколько призабытой за последние столетия. Гуманисты возрождают идеал гармонически развитого человека, созданный ещё древними греками и римлянами. Они используют сюжеты из античной истории и мифологии, обращаются к античным темам и мотивам. Так, Шекспир, осмысливая уроки древности, пишет трагедии “Антоний и Клеопатра”, “Юлий Цезарь”.

Светский характер культуры. В эту эпоху появляется множество так называемых светских произведений, то есть жанрово и тематически не связанных с церковной литературой. Как отмечает известный литературовед Б. Пуришев, писателей Возрождения прежде всего манила земная жизнь в её красочной подлинности, динамике, захватывающих противоречиях и поражающем многообразии. Например, итальянец Джованни Боккаччо создаёт свой знаменитый ” Декамерон ” – сборник новелл, который открывает читателю многоцветную панораму нравов итальянского общества. Его персонажи – люди различных сословий и возрастов, с которыми происходят самые различные приключения.

Эпоха Возрождения по-разному проявила себя в странах Европы. Её колыбелью по праву считают Италию, в которой впервые во весь голос зазвучали идеи гуманизма.

В развитии культуры Возрождения выделяют несколько этапов:

I. Проторенессанс (XIII – начало XIV вв.). Название периода происходит от греческого слова “протос” – первый, т. е. подготовивший Ренессанс. Для этого периода, имевшего место исключительно в культуре Италии (точнее – в Тоскане1 и Риме), характерно переплетение черт старого и нового. Гордостью этого времени является Данте Алигьери – создатель “Божественной комедии”.

Тоскана – область в Италии, столицей которой является Флоренция.

II. Раннее Возрождение (ХІ VV-ХV вв.), которое ознаменовано началом

Ярких проявлений основных особенностей эпохи. В литературе ими стали

Сонеты Франческо Петрарки и новеллы Боккаччо (“Декамерон”), в живописи – картины Боттичелли, в скульптуре – статуи Донателло. В XIV в. в итальянской музыке появился новый жанр – мадригал (“песня на родном языке”). Это небольшое музыкально-поэтическое произведение, обычно любовно-лирического содержания, возник

Шее на основе пастушеских песен. Писались мадригалы на стихи современных итальянских поэтов.

III. Высокое Возрождение (конец ХV в. – первая треть ХVI в.), когда ренессансное искусство вступило в фазу своего наивысшего расцвета. Выдающимися представителями этого этапа в литературе были французы Франсуа Рабле и Пьер Ронсар, а также нидерландец Эразм Роттердамский. Именно в это время развивается героическая поэма, главный персонаж которой – человек, рождённый для великих дел. Самое известное произведение этого жанра – “Лузиады”, написанное португальцем Луисом Камоэнсом и воспевающее открытие Индии Васко де Гаммой.

Высокое Возрождение подарило миру Леонардо да Винчи – наиболее яркое воплощение ренессансного типа человека, в котором сочетались таланты живописца, скульптора, архитектора, музыканта, писателя и учёного. Самым известным его творением в живописи является картина “Джоконда”, вдохновившая американского писателя ХХ в. Рея Дугласа Брэдбери на написание новеллы “Улыбка”, которую вы читали в 6 классе. В это же время свои бессмертные шедевры создавали такие великие мастера кисти, как Рафаэль, Микеланджело, Тициан. Их вдохновляли не только произведения античности, но и Библия, из которой они заимствовали сюжеты и образы.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 5.00 out of 5)

Искусство Возрождения и влияние на литературу