Глубина и утонченность изображения внутренней жизни Свана

Главным делом жизни французского писателя-модерниста М. Пруста (1871 – 1922) был семитомный роман-эпопея “В поисках утраченного времени”. Сюжет произведения – беспрерывная стихия, которая проходит сквозь сознание Марселя – героя-рассказчика. Особое место в структуре многотомного романа Пруста занимает повесть “Любовь Свана”. Это предыстория основного сюжета, жизнь Марселя, и вместе с тем будто увертюра к роману.

Выходец из богатой буржуазной семьи, Сван возникает на страницах повести светским человеком, вхожим в аристократические

круги. Вместе с тем он увлекается искусством, имеет основательные знания в живописи, глубоко его понимает и тонко ощущает, пишет книгу о Замечательном голландском живописце XVII ст. Вермере. Утонченный духовный аристократ, Сван воспринимает жизнь сквозь призму искусства. Любовь Свана – это по-своему драматическая история любви духовно богатого утонченного человека, влюбленного в красоту и искусство, к женщине, неравной ему своими духовно-психологическими качествами, ограниченной и вульгарной мещанки. В повести происходит чрезвычайно тонкий и проникновенный анализ зарождения и развития чувства, психологического

процесса, который был назван Стендалем “кристаллизация любви”.

В кристаллизации любви Свана наиболее активная роль принадлежит искусству, которое вследствие разных совпадений переносится на Одетту и изменяет ее – в восприятии героя. Эта женщина сперва не оказала на Свана впечатление, любовь рождается, когда ее образ начинает связываться у него с волшебной фразой сонаты Вентейля. В день первого появления Свана на обеде у Вердюренов молодой пианист сыграл сонату, которая еще год назад оказала на Свана огромное впечатление и которую, вопреки всем его усилиям, не смог больше услышать. “И вот как только молодой пианист в салоне Вердюренов взял несколько аккордов, Сван вдруг увидел, как из-за длинного звука, напряженного, опустился звонкий занавес, над тайной зачатия мелодии вылетает и льется к нему шелестящая, вычлененная музыкальная фраза, в которой он узнал свою надоблачную ароматную любимицу.

Она была такая небудничная, преисполненная индивидуальных чар, что Свану показалось, будто он встретил женщину, которая пленила когда-то его на улице, и с которой он не надеялся больше увидеться”. Эта музыкальная фраза, которая была для Свана образом любви и счастья, становится катализатором его чувства к Одетте.

Таким самым катализатором кристаллизации любви становится Сепфора из фрески, когда Сван заприметил, что овал лица и фигура Одетты похожи на этот летописный образ, который он так любил. “Он смотрел на нее; в ее личике и в ее образе воскресала часть фрески, которую Сван отныне всегда старался в ней заметить, был ли он возле Одетты, или только думал о ней”.

Одетта в восприятии Свана все больше смещается в мир искусства, окутывается его атмосферой, ассоциируется с его образами и пробужденными ощущениями, и таким образом одухотворяется и поэтизируется.

Изображая любовь Свана, автор проявил себя как тонкий наблюдатель и знаток сознательных и подсознательных душевных движений, чувств, переливов расположений духа. Творчество М. Пруста стало своеобразной вехой в развитии психологического романа, углубив понимание внутренней жизни личности.

Что может знать человек о другом человеке? Лишь созерцать его поступки и делать выводы, но лишь субъективные. Тогда как же познать человека, его мир? Марсель Пруст считает, что единственной возможностью такого познания является искусство.

В романе “Любовь Свана” есть “я” главного героя и то, что можно увидеть через это “я”. Себя он постигает через поток субъективных мнений. Его “я” – это прием человека, обреченного на одиночество. Кажется, только любовь способна разрушать стену одиночества. И даже обнимая любимую, знаешь ли, кого обнимаешь? Сван любит Одетту де Кресси и боготворит ее. За что?

Ведь он понимает, что эта женщина согласилась на роман с ним из расчета и не способна разделить с ним это прекрасное чувства. Но не в ней, оказывается, дело. Одетта – это объект, который удовлетворяет потребность любви. Извне она похожа на прекрасных женщин, описанных Сандро Боттичелли. Итак, он влюбляется не в обычную женщину Одетту де Кресси, а в образ, увековеченный в искусстве как завершенная девичья краса. Пруст считает, что само искусство является универсальным способом познать себя и мир.

Искусство, по мнению писателя, – это единственный способ “выйти из себя” и “увидеть других”, убедиться в их существовании. Искусство выступает как определенный эквивалент универсального восприятия мира через эмоции человека. Особенно это касается живописи. Пруст так строит текст, что он похож на живописное полотно, где изображен мир во всем его разнообразии. Пруст считает, что само искусство обобщает личный опыт каждого как часть общечеловеческого. Само искусство способно охватить вселенную, передать его ритмы, звуки, предметы через многогранное восприятие художников всего мира. Только так, через искусство, можно найти свое место в мире, понять мир. Именно такой взгляд на человека и искусство предоставили особое значение романа. “Субъективная эпопея” М. Пруста внесла большой вклад на литературу всего XX столетия.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...


Глубина и утонченность изображения внутренней жизни Свана

Categories: Нові твори

Links