Гамлет – личность, обращенная к будущему

Быть иль не быть, вот в чем вопрос…
В. Шекспир
В основе сюжета “Гамлета”, написанного Шекспиром в самом начале XVII века, лежит старинная легенда. Она рассказывает о том, как юный принц Гамлет, притворившись безумным, чтобы не казаться опасным для врагов, отомстил своему дяде за убийство отца. У легенды счастливый конец – Гамлет торжествует.
В трагедии Шекспира все иначе. Шекспировское время породило людей, которые, видя вокруг ложь и неправду, мечтали о других, справедливых человеческих отношениях. Но они же и понимали, что

бессильны превратить эту мечту в реальность. Вот таким и показан Гамлет у Шекспира. Как не похож принц на других! Он один весь в черном среди окружающих его наряженных и улыбающихся людей. Взгляд его угрюм, брови сдвинуты. Он скорбит о своем неожиданно умершем отце, которого слишком быстро забыла королева:
Нет месяца! И целы башмаки,
В которых гроб отца сопровождала…
Рассказ Призрака о подлом убийстве окончательно раскрывает Гамлету глаза на преступность окружающего мира. Рушатся былые устои, весь свет кажется принцу “ничтожным, плоским и тупым”. Тень отца призывает Гамлета к мести: “Прощай,
прощай и помни обо мне!” Принц потрясен. Возврата к прошлому нет. Утрачены его прежние представления о жизни и людях. “Порвалась дней связующая нить. Как мне обрывки их соединить?” – восклицает он.
В древней легенде главное для Гамлета – долг кровной мести. Но в трагедии Шекспира принц не только стремится отомстить за убийство отца – он мечтает изменить мир, где царят предательство и обман (“развращенный век”), в лучшую сторону. Но он может только мечтать об этом. Этот разлад между мечтой и действительностью заставляет Гамлета метаться, быть недовольным собой. Он весь в смятении, в исканиях. В течение всей трагедии Гамлет – страстный, негодующий обличитель. “Каждое слово Гамлета есть острая стрела, облитая ядом”, – писал Белинский.
Все яснее принц видит, что те, кому он верил и кого любил, вольно или невольно оказались в лагере врагов: мать, Полоний, Лаэрт, Офелия. Предателями становятся и школьные товарищи – Гильденстерн и Розенкранц. От этого ему становится еще больнее. Гамлет страдает, ему кажется, что весь мир – тюрьма, а его родина Дания – мрачное подземелье.
Вспоминая о своей клятве, он упрекает себя в том, что слишком медлит с местью. Но желание действовать борется с сомнениями. Кроме мести, его волнуют глубокие проблемы века, смысл жизни:
Быть иль не быть, вот в чем вопрос.
Смириться под ударами судьбы
Иль надо оказать сопротивленье
И в смертной схватке с целым морем бед
Покончить с ними разом. Умереть. Забыться
И знать, что этим обрываешь цепь
Сердечных мук и тысячи лишений,
Присущих телу…
Быть – для Гамлета значит мыслить, верить в человека и действовать в согласии со своими убеждениями и верой. Но вокруг торжествует зло, которое он в одиночку не может победить. И Гамлет мучается от внутреннего разлада.
Гамлета травят, как зверя. Маска безумия дает ему возможность говорить врагам в лицо правду. Ведь безумному это можно. Но принц понимает и то, что словами врагов не победить, что человек только тогда чего-то стоит, когда действует ради великой цели. Личная же месть не может быть такой целью.
В драме Шекспира Гамлет погибает. Погибает и Лаэрт. Заколот король, отравлена королева. В последние минуты жизни Гамлет просит своего друга Горацио рассказать миру о его жизни. Он думает о потомках, о судьбе своей страны.
Великий драматург обратил развязку своей трагедии к будущему. Может быть, те, кто придет на смену погибшим, будут жить по-другому: лучше, чище, без лицемерия и обмана. Недаром же принц датский называл человека “красой вселенной, венцом всего живущего”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 4.50 out of 5)

Гамлет – личность, обращенная к будущему