Воплощение в образе Тараса Бульбы лучших черт запорожского казака. Героическая смерть Тараса. Глава ХІІ

УСІ УРОКИ ЗАРУБІЖНОЇ ЛІТЕРАТУРИ 7 КЛАС

II семестр

УКРАЇНА ТА ЇЇ ІСТОРІЯ В ЛІТЕРАТУРІ

УРОК 33

Тема. Воплощение в образе Тараса Бульбы лучших черт запорожского казака. Героическая смерть Тараса. Глава ХІІ

Цель: обобщение материала к образу Тараса Бульбы; совершенствование навыков составления плана к тексту, навыков работы над текстологическим анализом произведения; работа над выразительным чтением учащихся; воспитание уважения к славной истории нашей родины, к ее героям; воспитание культуры связной речи, культуры ответа:

логичность, последовательность, доказательность, эмоциональность; воспитание корректного отношения к ответу товарищей, умения составить отзыв на ответ; формирование умения находить ассоциации между произведениями разных видов искусства.

Наглядность: иллюстрации к повести Д. Шмаринова и Е. Кибрика (“Смерть Тараса”), репродукция картины И. Е. Репина “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”.

ХОД УРОКА

І. Актуализация опорных знаний учащихся

1. Проверка домашнего задания

На доске – 4 плана к главе ХІІ, после чего они рецензируются и корректируются. Одновременно проводится взаимопроверка

планов соседями по парте с последующим отзывом о нем.

Чтение цитатных планов к главе (дополнительное домашнее задание).

– Какой план выразительнее – обычный или цитатный? Почему?

2. Работа с иллюстрациями

Расположить иллюстрации “Степь”, “Остап-атаман”, “Смерть Андрия”, “Казнь Остапа”, “Думы Тараса”, репродукцию картины И. Репина и придумать к ним общий заголовок. (Свои заголовки для сравнения два-три ученика могут зачитать или же репродукции располагают вместе, а заголовок каждый может придумать отдельно).

3. Выразительное чтение речи о товариществе

Учитель. Как вы думаете, для кого в повести эти эпизоды стали переломными? Аргументировать свою точку зрения.

ІІ. Формирование новых знаний, умений и навыков

Беседа с элементами текстологического анализа

Учитель. Мы расстались с Тарасом Бульбой в страшный момент его жизни – на площади в Варшаве, где он присутствовал при казни сына и ответил ему, поддержав дружеским словом. Враги не смогли обнаружить запорожца, за голову которого была обещана богатая награда.

1. Где отыскался след Тарасов?

2. Можно ли сказать, что этот поход на Польшу отличается от предыдущих? Почему казаки ничего не брали? (Они справляли “поминки по Остапу”)

3. Что предприняло польское правительство для усмирения казаков?

4. Почему Тарас Бульба попал в плен? Зачем он вернулся за люлькой? Можно ли этот поступок назвать нелепым?

5. Почему врагам удалось схватить Тараса и какую придумали ему казнь?

6. О чем думал старый казак перед смертью? Как помог товарищам его совет?

7. Найдите в повести подтверждение тому, что Тарас умирает непобежденным. (“Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу?”)

8. К какому еще из героев повести можно отнести эти слова? Почему они сказаны именно о Тарасе?

Сравните две иллюстрации “Смерть Тараса” авторов Д. Шмаринова и Е. Кибрика.

Расскажите о своем впечатлении.

Худ. Е. Кибрик. Смерть Тараса

Худ. Д. Шмаринов. Смерть Тараса

9. Что говорили казаки про своего атамана?

10. Какой была жизнь Бульбы и его славная кончина?

11. Есть ли в повести упоминание о том, что о Тарасе Бульбе говорят как о народном герое?

ІІІ. Слово учителя

– Обратите внимание на дату написания повести – 1842 год.

Через 100 лет поэт К. Симонов напишет стихотворение “Тарас Бульба” (1942). Как вы думаете, о чем повествует поэт?

ТАРАС БУЛЬБА

К концу уже близок геройский рассказ.

Багровое солнце висит над степями.

В дыму задыхается старый Тарас,

Прикрученный к дубу стальными цепями.

Хрипит волосатая грудь на костре.

До грузных плечей добралось ему пламя.

Он смотрит туда, где на синем Днепре

Гуляет по ветру казацкое знамя.

Сквозь пламя и дым куренным он велит

Рубиться весь век с басурманскими псами,

И ветер степной над огнем шевелит

Готовыми вспыхнуть седыми усами.

Мы вспомним Тараса и песню споем,

Как пули свистели в клубящемся прахе,

Как трое танкистов сгорели живьем,

Не сдавшись в неволю, на Киевском шляхе.

Я знаю: Отчизна им силу дала,

Им службу Тарасова кровь сослужила.

Я знаю: она в это время текла

В их черных, от пламени вздувшихся жилах.

Мы шапки над павшими снимем не раз.

С отцами бывало, и с нами бывает…

…Горит над стремниною старый Тарас,

И пламя седые усы обвивает.

(К. Симонов)

Учитель. Какие строки, по-вашему, здесь самые важные?

IV. Подведение итогов урока

Подвиг, мужество, бескорыстное служение человека товарищам, родине навсегда остаются в памяти поколений: о Тарасе говорят его боевые товарищи, о знаменитом атамане поют бандуристы, его подвиг повторяется в следующих поколениях.

V. Домашнее задание

Написать сочинение-миниатюру “О чем говорили казаки, вспоминая своего атамана” (с использованием в работе диалогов).


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 4.00 out of 5)

Воплощение в образе Тараса Бульбы лучших черт запорожского казака. Героическая смерть Тараса. Глава ХІІ