Сокровенный человек писателя Андрея Платонова

Платоновский мир – мир тружеников, мастеров, изобретателей.
Ремесло рабочего человека, желающего докопаться до сути любой вещи, до “сердца” любого устройства, окружено у Платонова редким уважением. Только у платоновского героя простой взгляд на паровоз вызывает растроганную радость, как в “детстве при первом чтении стихов Пушкина” (рассказ “В прекрасном и яростном мире”).
У каждого героя, которого любит А. Платонов, есть свое словесное обозначение как типа человека: 20-е годы – это “сокровенный”, 30-40-е – “одухотворенный

человек”. Платонов говорит нам о том, что привязанность и верность человека своему делу – это своеобразный подвиг. Мне кажется, это очень правильно подмечено. Для “одухотворенного человека” работа не служба, а смысл существования. Вместе с тем Платонов много пишет о незащищенности человека от роковых сил, случайно и равнодушно уничтожающих его. Писатель понимает, что душевный свет, прежде чем разлиться сильным и ясным потоком, должен пройти множество преград, человек должен родиться и возродиться, сокровенное должно раскрыться, стать откровением человеческой души. Во многих произведениях
этот нравственный сюжет выражен в самом заглавии: “Сокровенный человек”, “На заре туманной юности”, “Возвращение”, а название повести “Джан” Платонов переводит не обычным словом “душа”, а на свой манер: “душа, которая ищет счастье”.
И еще. В произведениях Платонова нет “простых”, то есть примитивных, людей. Он и сам был человеком, много раскрывший в себе, тихим, сосредоточенным и неожиданным, всю жизнь работавшим над собой и “обдумывающим мир”.
“Они были не известны сами себе”, – пишет Платонов о крестьянских парнях из северных русских губерний, пришедших в конце гражданской войны к берегам Крыма освобождать республику от Врангеля, и только в революции “они жили полной общей жизнью с природой и историей, – и история бежала в те годы, как паровоз, таща за собой на подъем всемирный груз нищеты, отчаяния и смиренной косности”. В этих строчках из “Сокровенного человека” – повести о гражданской войне, выразилась главная платоновская гуманистическая мысль: участие в деле, труде открывает человеку самого себя, соединяет его с историей, человечеством. Такой путь от одинокой безвестности, бесприютности в мире проходит главный герой повести Фома Пухов. Ему долго мешает привычка “жить зря и бестолково”. Такие люди, как Пухов, недоверчивы, себе на уме, привыкли принимать на веру лишь то, что видели своими глазами, что могут проконтролировать своим умом.
Прочитав листовку – призыв о формировании добровольческого отряда технических сил для обслуживания в фронтовых условиях техники, он делает для себя вывод: “Без технических средств не может быть обеспечена победа над врагом”. Пухов уговаривает других вступить в отряд. “Революция-то пройдет, а нам ничего не останется! Что ответим на вопрос: “Чем ты бесплатно пожертвовал, чему ты душевно сочувствовал?” Хорошие и правильные вопросы для порядочных людей, как жаль, что они не звучат сегодня!
Через неделю Ф. Пухов и еще пять слесарей поехали в Новороссийск, где их ожидала работа. Вопрос, который задал комиссар Пухову, звучал так: “Любите ли вы, товарищ Пухов, пролетариат в целом и согласны ли за него жизнь положить?” На это Пухов отвечает: “Люблю, товарищ комиссар, и кровь лить согласен, только чтобы не зря и не дуриком!”
Об этом поколении, о поколении Пухова, А. Платонов писал: “Они еще не знали ценности жизни, и поэтому им была не известна трусость. Из детства они вышли в войну, не пережив ни любви, ни наслаждения мыслью…”
Много разных и трудных событий переживет еще Пухов и такие, как он, но без них просто немыслимо представить себе время, о котором пишет Платонов.
Знакомый Пухова по работе в механических мастерских пригласил его в Баку (он после гражданской войны занимался “нефтью”), и Пухов поехал. В разговоре между ними была затронута еще одна важная тема времени:
– Пухов, хочешь коммунистом сделаться?
– А что такое коммунист?
– Коммунист – это умный – научный человек, а буржуй – исторический дурак!
– Тогда не хочу.
– Почему?
– Я – природный дурак.
И в этом ответе весь Пухов. Для Платонова он и есть “сокровенный человек”.
Вклад таких “сокровенных людей”, как Пухов, в жизнь, в дело, которым они занимаются, – неоценим. В жизни всегда будут нужны “сокровенные люди”. Так утверждает в своих произведениях писатель Андрей Платонов, и он прав.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 4.50 out of 5)

Сокровенный человек писателя Андрея Платонова