Смысл названия произведения Кнута Гамсуна “Господин”

XX столетие обозначилось интересом к мифу, как со стороны писателей, так и со стороны читателей. Миф всегда считался глубинной основой человеческого и историко-культурного бытия, а писатели XX столетия стремились по-новому показать древний миф, использовать его символьную направленность, чтобы показать его грани, которые приоткрываются в наше время. Одним из таких авторов был Кнут Гамсун автор романа “Господин”.

Почему же так назвал свое произведение писатель? Герой романа лейтенант Глан сперва и сам напоминает это мифическое существо.

Ведь Господин – это бог лесов, отар, пастухов, покровитель природы в древнегреческих мифах. Он так любил землю, что ради нее покинул Олимп. Так же и Глан жил нелюдимом в лесной сторожке, где его единственным товарищем был пес Эзоп. Этот мужчина был счастливым среди природы, наслаждаясь каждым мгновением жизнь среди птичьего пения в солнечный или облачный день. Кажется, больше ничего человеку и не нужно, так как он сам – источник радости и грусти.

Глан настолько ощущал природу, что понимал даже серый камень, который, казалось, узнавал его. Тот камень был частью удивительной природы, которая дарила

столько радости.

Когда же появляется другой Господин? Когда происходит встреча с Эдвардой и ее отцом. С того времени Глана начало мучить одиночество, так что он даже клал в карман два медяка и звенел ими, чтобы не было так одиноко. “Ночи не стало, солнце только окуналось в море и снова выходило на снег, еще свежее и краснее”. И каждый раз Глан, прислушиваясь к ночному шепоту, будто ощущал, как Господин смеется над ним. Пока длятся его запутанные отношения с Эдвардой и Евой, время от времени Глан будто слышит голос Господина, ощущает на себе его взгляд. Душа его слышит этот призыв. О чем говорит бог лесов? Может, предупреждает о том, что герой никогда не сможет жить среди людей, среди их страстей, так как и сам погружается в их водоворот. Тогда и охватывает его та самая Господиника, которая гонит героя по лесам в напрасном поиске покоя.

По мифу, такой страх – Господинику – способен был нагонять именно Господин. Весь роман преисполнен иллюзий из мифа о Господине. В самом произведении много аналогий с этим богом природы, который, по легенде, владел даром пророчить. А с средних веков Господина уже считали злым духом. Все эти черты воплощены в характере главного героя романа, имя которого созвучно мифическому богу: Глан – Господин. Поэтому и называется произведение именно так – “Господин”.

Одним из характерных признаков модернизма, который, начиная с конца XIX столетия, играл доминирующую роль в литературе и искусстве, было современное повествование античных мифов. Художники и писатели-модернисты часто обращались к сюжетам культурного достояния человечества, переосмысливая их и открывая в них новые мотивы, созвучные их времени.

Один из лучших романов норвежского писателя Кнута Гамсуна, чье творчество имеет раннемодернистский характер, имеет название “Господин”.

По древнегреческой мифологии, Господин – это бог лесов, полей, отар, сын вестник богов Гермеса и нимфы Дриопы. Родился в Арпидии, на мир появился с козлиными рогами и ногами. Некоторое время жило на Олимпе, но олимпийская жизнь не пришлась ему по вкусу. Он возвратился на землю, где мог прыгать по горам, будто молодой козел, и видеться с белыми стадами, которые паслись на душистых лугах. В горах Господин чувствовал себя настоящим хозяином.

Вечером, после охоты, он ложился на берегу ручья и играл на дудке. Пение ни одного птицы нельзя было сравнить со сладким звуком той дудки. Когда он играл, с гор сбегали призрачные нимфы и пели или, взявшись за руки, танцевали при лунном сиянии на лесных лужайках. Пастухи просыпались в своих шалашах и, молча, слушали музыку законного бога. И будучи божеством стихийных сил, Господин мог нагонять на людей Господинику, без явных причин страх, который называли Господиническим страхом, Господиникой.

В эпоху Александра Македонского образ Господина приобрел наибольшее значение, так как именно тогда жители больших городов запылали неожиданной любовью к жизни пастухов. Идиллическая жизнь Аркадии выдавалась тогдашним нервным и утомленным людям удивительно благословенной, и, воспевая “счастливую” Аркадию, они начали напевать хвалу и Господину, как богу пастухов и их беззаботной жизни. В средневековые же века Господина считали злым духом, а его образ стал образцом для первых известных изображений черта.

В романе Кнута Гамсуна, который назван именем мифического бога, писатель подходит к человеку как к неотделимой частичке природы. Главный герой произведения лейтенант Глан, что живет в лесу со своей охотничьей собакой Эзопом, полную свободу, настоящее счастье ощущает лишь в царстве природы – в полном одиночестве, наедине с незатухающим днем северного лета, прислушиваясь к неторопливому дыханию природы. В лесу Глан может быть самим собой, там никому нет вреда от его неизысканных манер. А среди людей он чувствует себя неуютно, неловко. Среди цивилизованных людей ему приходится напрягать все силы, чтобы вести себя надлежащих образом.

По легенде, бог лесов владел даром предсказания. Глан говорит о себе, что он умеет читать души людей. Эдварде кажется, что у лейтенанта “звериный взгляд”. И этот взгляд весьма проникновенный, чтобы разглядеть суетливые помыслы людей, которые живут будничной бездуховной жизнью рядом с ним в рыболовецком поселке. Глану скучно среди общества, которое собирается в доме местного богача – купца Мака, среди банальных разговоров о вещах, которые не являются для него ценными.

Имя главного героя произведения недаром созвучно с именем мифического бога: Глан – Господин. Он ощущает свое родство с природой всем своим искренним сердцем. Оказавшись в лесу после вынужденного перерыва из-за простреленной ноги, Глан каждой клеточкой своего тела ощущал душу леса, плакал от любви, искренне радовался, обессилел от признательности. “Лес ты мой милый, дом мой, здравствуй!” – хотелось сказать ему. В минуты единства с природой герой благословляет жизнь и небо, и даже своих врагов.

Тем не менее, гармония отношений Глана с миром природы была нарушена, когда он встретился с Эдвардой. Он потерял покой. Глана начало мучить одиночество, он даже клал в карман медяки и звенел ими, чтобы не было так одиноко. В ночной тишине появляется жгучий напев дудки Господина, сплетенный из жары и мерцания света звездных ночей. Эта мелодия растравляла душу Глана и сеяла в ней беспокойство. Ему казалось, что Господин сидит на дереве, подсматривая за ним, и дерево трясется от того неслышного смеха. Глана охватывал Господинический страх, и он блуждал лесными тропами в напрасных поисках покоя.

Мотив дисгармонии мира, который пронизывает весь роман Гамсуна, наполнил произведение меланхолией, которую не может преодолеть даже естественная любовь писателя к жизни. Роман, который начался как идиллия, как гимн красоте мира, заканчивается драматическим, преисполненным печали финалом. Могущественный Господин, требуя себе жертв, распоряжается судьбами людей.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Смысл названия произведения Кнута Гамсуна “Господин”