Психологизм Джойса в технике “потока сознания”

Вместе из М. Прустом и Ф. Кафкою Джойса причисляют к “родителям” модернизма, а его роман ” Улисс “, экспериментально-новаторский характер, которого вызвал широкий резонанс в литературной среде, повлияв на многих писателей новейшего времени (Э. Хемингуея, В. Фолкнера, и др.), признанный энциклопедией модерного искусства. Психологизм Джойса основывается на виртуозно разработанной технике “потока сознания”. Традиционные элементы структуры классического романа уступают местом в “Улиссе” новым принципам и приемам художественной

выразительности (поток сознания и подсознания, “подвижная” точка зрения, параллельное и перекрестное движение нескольких рядов мыслей, фрагментарность, монтаж, словотворчество). Свое понимание задач художника Джойс связывал со стремлением к всеобъемлющим формам изображения основных законов бытия, к созданию “универсалов” жизни с постоянно присущими ей проявлениями взаимодействующих страстей, импульсов, понуждений, инстинктов. Джойс – один из наибольших мифотворцев XX ст., который создал в своем “Улиссе” модель мира и человека.

Джойс родился в столице Ирландии – Дублине.

Здесь минули его детство и юность, которые совпали с бушующим периодом в истории его отчизны. “Зеленый остров”, как называли Ирландию, кипел. В стране шла борьба за независимость от Англии. Освободительное движение, названное “ирландским Возрождением”, не было единым по своему характеру. Лидером радикальных приверженцев самоуправления Ирландии, которые боролись за ее свободу, был Ч. С. Парнелл. В лице этого убежденного и революционно настроенного защитника национальных прав ирландского народа английская власть видела своего главного неприятеля. Как предводитель повстанцев, Парнелл пугал и многих демократически настроенных либералов. Было сделано все, чтобы обесчестить Парнелла в глазах народа и отстранить из политической арены. Помогала английской власти католическая церковь, подвергнув Парнелла анафеме за его греховную связь с замужней женщиной. От Парнелла отвернулось много его бывших соратников. С его смертью надежды на освобождение Ирландии отодвинулись на неопределенное время.

Политические конфликты переплетались в жизни Ирландии с религиозными, не успокаивалась борьба протестантов с католиками. Противостояние политических страстей, религиозных убеждений часто проявлялось и в семейных отношениях. Именно так было и в семье Джойсов. Из ранних лет Джеймс Джойс находился в атмосфере беспрерывных споров между родителями. Его отец – Джон Джойс – являлся сторонником Парнелла, целиком разделял его взгляды, восхищался смелостью его действий. Дядя будущего писателя – Чарльз Джойс – был связан с революционерами-повстанцами, ему часто приходилось прятаться от преследования власти, и он находил приют в доме своего брата Джона. Мать будущего писателя не разделяла симпатий мужа, она была ревностной католичкой, ее пугали и отталкивали крайности его соображений. Она мечтала о том, что ее сын Джеймс станет правоверным католиком. За ее настоянием Джеймса отдалили в иезуитский колледж, где он изучал философию, историю, литературу. Добытое в школьные годы основательное гуманитарное образование разрешило Джойсу вступить в Дублинский университет, где он избрал своей специальностью новые языки и продолжил изучение философии. Он отказался от предложения стать священником. На время окончания университетского курса (1902) Джойс порвал с религией. В студенческие годы было много переосмыслено и переоценено.

Джойс решил посвятить себя искусству. Он ощущал себя писателем, и перед ним явилась важная дилемма, связана с необходимостью определить свое отношение к движению Ирландского Литературного Возрождения, которое, сложившись в стране, стало одной из форм борьбы за независимость. Участники этого движения стремились к возрождению и развитию национальной культуры, изучение памяток народного творчества, распространение гельского языка – давнего языка жителей Ирландии. Джойс разделял эти стремления, тем не менее, не принимал крайностей националистической и сепаратистской позиции участников Литературного Возрождения. Судьбу ирландской культуры Джойс связывал не только с ее прошлым, а и с необходимостью привлечения к европейской культуре. Он считал вредной замкнутость Ирландии, на что обрекали ее, по его мнению, ревностные защитники ее самобытности. Не примкнув к движению Литературного Возрождения, Джойс не связал себя и с борьбой политических партий.

В 1902г. он подался в Париж, где, претерпевая материальные нужды, которые не покидали его и в дальнейшем, провел почти год, знакомясь с новыми явлениями европейской литературы. Среди многих прочитанных книг был роман французского писателя Э. Дюжардена “Лавры сорваны” (1888), в котором был использован прием “потока сознания”. В1903 г. в связи со смертью матери Д. возвратился в Дублин. Летом следующего года он познакомился со своей будущей женой Норою Барнакл, их первая встреча состоялась 16 июня 1904г. Эта дата будет названа в романе “Улисс”: июньского дня 1904г. Леопольд Блум осуществляет свою “Одиссею” Дублином. И по сегодня ирландцы ежегодно празднуют 16 июня как “День Блума”. В этом же 1904 г. Джойс начал писать автобиографический роман ” Стивен-Герой”, переработанный со временем в “Портрет художника смолоду” (“A Portrait of the Artist as a Young Man”, 1916). Тогда же, но уже вместе с Норою, Джойс снова и теперь уже навсегда покинул Ирландию. Они отправились в Цюрих, где Джойс не смог найти работы, потом – в Триест. Здесь Джойс зарабатывал на проживание уроками английского языка в школе Берлица. В 1907г. в Лондоне вышел из печати его первый поэтический сборник “Камерная музыка” (“Chamber Music”), а в 1914г. – сборник рассказов “Дублинцы” (“DubYmers”). Эзра Паунд откликнулся на ее появление доброжелательной рецензией в журнале “Эгоист”. По его же рекомендации в “Эгоисте” в 1914-1925 гг. были опубликованы разделы романа “Портрет художника смолоду”, что вышел из печати в 1916г.

С началом Первой мировой войны Джойсу пришлось оставить Триест и переехать в Цюрих. Здесь он работал над “Улиссом”, получив не без помощи Ейтса и Пауида необходимые для проживания средства от Королевского Литературного фонда. Второй денежный “грант” было присуждено Джойсу в 1916г., что разрешило продолжить работу над романом. В мае 1918г. в американском журнале “Литтл ревью” началась публикация разделов “Улисса”и продолжилась до конца 1920г., когда журнал было запрещено после обвинения его издателя в публикации неприличных текстов.

В 1920г. Джойс вместе с Норою и двумя детьми перебрался в Париж. Здесь в 1922г. роман “Улисс” вышел из печати отдельной книжкой. Судьба этого первого издания сложилась очень драматически: часть тиража, отправленная в Англию, была задержана на таможне, а книги, отправленные в Америку, были сожжены по распоряжению почтового начальства. Впервые в Англии роман Джойса было опубликовано в 1936г. Над своим вторым романом “Поминки по Финнегану” (“Finnegan’s Wake”) Джойс работал с 1923 по 1939г. Публикация его в незаконченном виде была осуществлена (частями) в 1928-1937 гг. В 1939г. вышел из печати поэтический сборник “Пенни за штуку” (“Poets Penny Each”). Среди произведений Джойса есть пьеса – “Изгнанники” (“Exiles”, 1918). В 1919г. она была поставлена в Мюнхене, но успеха не имела. На лондонской сцене ее поставили в 1926г.

В Париже Джойс жил до начала Второй мировой войны. Находясь за границей родины, он писал лишь об Ирландии, о Дублине. Они живут на страницах его книг. Атмосфера Дублина, топография города во всех мельчайших деталях воспроизведены в рассказах Джойса, в “Улиссе”; образ Ирландии в ее прошлом и настоящем – центральный в художественном мире писателя. Парижский период жизни Джойса, как, впрочем, и все предыдущие, был нелегким. Писатель постепенно терял зрение. Произведенные операции не помогли. В начале 30-х годов подтвердилось тяжелое психическое заболевание дочери. Это очень тяжело обозначилось на самом здоровью Джойса. Он почти совсем ослеп. С началом войны семье Джойса пришлось снова переехать в Швейцарию. Здесь после операции на язве он умер.

Мысли о произведениях Джойса современных ему писателей были неоднозначными. Как новатора его поздравляли Э. Паунд, В. Б. Ейтс, Э. Хемингуей, В. Вулф, Г. Стайн. Весьма критически относительно “Улисса” высказались Г. Веллс, Д. Голсуорси.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 4.50 out of 5)

Психологизм Джойса в технике “потока сознания”