Моя любимая героиня романа Л. Н. Толстого “Война и мир”

Она умела понять все то, что было
Во всяком русском человеке.
Л. Н. Толстой
Наташа Ростова! При упоминании этого имени мне (и, наверное, многим другим) представляются ее большие черные глаза, то радостные, то задумчивые, то выражающие огромную боль и страдание. Мне кажется, если бы мы даже не знали о жизни ее, а видели только эти глаза, мы смогли бы догадаться о многом.
Мне с самого начала она представлялась не “литературным образом”, а живой девочкой, которая как будто живет где-то рядом. Я слышу ее голос, ее шаги и дыхание, когда

она танцует или радостно выбегает кому-нибудь навстречу.
Что же так привлекает в Наташе? Почему она очень близка и дорога многим?
Наверное, здесь “виновата” ее талантливость в самом широком смысле этого слова. Это дар природы, который дается, быть может, одному человеку из миллиона. И эта талантливость проявляется у нее во всем, начиная с большого и кончая самым (казалось бы!) малым. Благодаря этому она непосредственна, как могут быть непосредственны лишь великие люди (хотя слово “великий” не подходит Наташе).
По-моему, видеть рядом таких людей, как Наташа, – это счастье для окружающих.
С ее появлением в гостиной, среди скучных гостей, врываются лучи света, она оживляет всех присутствующих. Сама того не зная, она помогает Пьеру увидеть мир в ином свете, вселяет в князя Андрея веру в свои силы. Все, что она делает, естественно, так как исходит из глубины души. Три раза мы видим ее танцующей, три раза она танцует по-разному, но неизменно все три раза она привлекает внимание окружающих.
Благодаря своему живому, естественному взгляду на вещи, она даже не умом, а какой-то крайне обостренной внутренней интуицией отличает подделку от подлинного, фальшивое от настоящего искусства.
Наташа – это сама жизнь, а слово “жизнь” часто отождествляют со словом “природа”. Несколько раз мы видим Наташу на фоне природы, и каждый раз она как бы сливается с ней. В ту памятную для князя Андрея ночь Л. Н. Толстой, как мне кажется, специально не показывает Наташу. Мы слышим лишь один ее голос. Она как будто растворяется в лунном свете, сливается с самим дыханием ночи.
Встреча с князем Андреем – это ее счастье, свет и в то же время страдания, муки. Она еще не умеет по-настоящему любить, и поэтому первое ее чувство можно назвать только восхищением, преданностью. Но ей кажется, что она любит Болконского, не может жить без него, и поэтому воспринимает его отъезд как трагедию: испытывают ее чувство. Далее с головокружительной быстротой следует удар за ударом: пренебрежение старого князя Болконского, любовь к Анатолю, неудавшийся побег. По-моему, последнее нельзя назвать просто “ошибкой”, “проступком”, это скорее свойство ее натуры, потому что Наташа ничего не может делать, не отдавая себя полностью. (Я думаю, что это не недостаток, а огромное достоинство).
Чем ниже было падение, тем тяжелее подъем. Ведь самое страшное наказание – это презрение человека к самому себе, что и случилось с Наташей. Она не смеет думать о князе Андрее, она предала его.
У Наташи ничего не бывает по заранее составленной “программе”. Да, возвращение в жизнь было тяжелым, но Наташа победила себя. Вот перед нами новая Наташа, страстно любящая раненого Болконского, борющаяся со смертью. Глубоко естественна ее первая встреча с раненым князем: она не рассуждает о том, что было между ними, а внутренней интуицией чувствует, что должна быть рядом. Смерть князя – новое испытание. Опять состояние тоски, подавленности, ощущения своей ненужности. И только гибель брата заставляет ее понять, что она нужна родным, нужна матери. Испытания не ожесточили душу Наташи. Да, она во многом изменилась, но главным содержанием ее жизни осталась любовь. Именно этим мне и нравится Наташа Ростова.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 5.00 out of 5)

Моя любимая героиня романа Л. Н. Толстого “Война и мир”