АЛЕКСАНДР ПУШКИН (1799-1837)

СТРАНИЦЫ ПОЭЗИИ

В этом разделе вас ожидает встреча с шедеврами русской поэзии. Но прежде чем вы откроете их для себя, попытаемся разобраться, каково значение слова поэзия. В переводе с греческого языка – это с творчество”.

В “Словаре русского языка” указывается, что поэзия – искусство образного выражения мысли; стихи, ритмическая речь. Это слово употребляется и в переносном значении: что-либо прекрасное, возвышенное, глубоко воздействующее на чувства и воображение.

Размышляя о поэзии, многие писатели подчёркивали,

что её источником является окружающая нас в жизни красота. Например, Николай Гоголь писал: “Родник поэзии есть красота”.

Знаменитый художник Леонардо да Винчи, размышляя о связи между поэзией и живописью, подчёркивал: “Поэзия – это живопись, которую слышат”.

Поэзию неоднократно сравнивали с музыкой, поскольку ей, как и музыке, свойственны ритм, мелодичность звучания, повторы звуков. Действительно, в звучании поэзии есть своя музыка – музыка слов. Не случайно многие поэтические произведения положены на музыку.

В Древней Греции произведения, которые исполнялись под аккомпанемент лиры,

назывались лирическими, или лирикой.

Лирика – одна из разновидностей поэзии. Это небольшое стихотворное произведение, в котором выражены мысли, чувства, переживания автора.

Поэтическое слово имеет огромное воздействие на читателя. Оно обращено к нашей душе и нашему разуму.

АЛЕКСАНДР ПУШКИН (1799-1837)

Александр Сергеевич Пушкин родился в г. Москве. Здесь прошли его детские годы. О своей любви к этому городу он напишет во многих произведениях.

С детских лет на будущего поэта благотворно влияла литературная атмосфера, царившая в родительском доме. Здесь он впервые увидел известных русских поэтов. С юных лет у будущего поэта пробудился интерес к литературе Александр был свидетелем бесед на литературные темы и чтения стихов.

В 1811г. Александр поступил в Лицей, который был открыт 19 октября в Царском Селе по указу царя.

В первый класс этого привилегированного учебного заведения, которое приравнивалось к университету, были зачислены тридцать мальчиков.

У каждого лицеиста была своя комната. Александр называл свою комнату кельей.

Занятия в школе были организованы таким образом, что лицеисты проводили семь часов в классах, а время между занятиями отводилось на прогулки, игры, гимнастику, чтение, беседы.

Александр Пушкин получил в Лицее разнообразные и прочные знания и навыки. Он хорошо знал мифологию, историю, латинский язык, усовершенствовал знания русского и французского языков, научился хорошо плавать, стрелять, ездить верхом, фехтовать. Но самое главное – здесь стал расцветать его поэтический талант. В Лицее поощрялось занятие литературным творчеством. Выпускались рукописные литературные журналы, газета, был свой театр, проводились творческие встречи с известными писателями.

Александр начал писать стихи с тринадцати лет, а с 1814 г. его поэтические произведения уже печатались в ведущих в то время литературных журналах.

8 января 1815 г. на одном из очередных экзаменов в Лицее должны были присутствовать именитые гости и среди них – русский поэт Гаврила Державин. На этом экзамене Александр прочитал своё стихотворение “Воспоминания е Царском Селе”. Державин был восхищён его чтением. Он заметил и выделил талант юного поэта.

Позже, вспоминая этот день. А. Пушкин напишет:

Старик Державин нас заметил

И, в гроб сходя, благословил.

В стихотворениях, созданных в лицейский период, юный поэт писал о дружбе, любви и свободе. В дальнейшем эти темы станут ведущими в его лирике.

В 1817 г. А. Пушкин окончил Лицей, ставший для него вторым домом. Впереди была жизнь, посвящённая творчеству. Но своих друзей-лицеистов он помнил всегда. В стихотворении “19 октября” (1825) он назвал отношения между лицеистами прекрасным союзом, а Царское Село – Отечеством.

Теория литературы

Двусложные размеры стиха. Понятие о строфе.

Развитие понятий о рифме и ритме

В 5 классе вы познакомились с понятием “стихотворная речь”. Вы уже знаете, что стихотворная речь делится на стихи – стихотворные строчки – и что это деление является главным её признаком. К другим важным признакам стихотворной речи относятся ритм и рифма.

Ритм в стихотворении основывается на равномерном чередовании ударных и безударных слогов. Ударный слог произносится более энергично, а безударный – менее отчётливо. В зависимости от такого чередования выделяют двусложные и трёхсложные размеры (с трёхсложными размерами – дактилем, амфибрахием и анапестом – вы познакомитесь позже).

Ритмической единицей стиха является стопа. Стопа – это повторяющаяся группа слогов. В двусложных размерах стопа состоит из одного ударного и примыкающего к нему безударного слога. Среди двусложных стоп различают ямб – стопу, в которой ударный слог следует за безударным, и хорей – стопу, в которой ударный слог пред

Шествует безударному. Условно обозначив ударный слог а без ударный слог запишем схему ямбической стопы и схему хореической стопы

Запомним, что в двусложной стопе должен быть, как правило, только один ударный слог, а очерёдность ударных слогов образует размер.

Чтобы определить стихотворный размер, нужно записать стихотворную строчку, поставить ударение в каждом слове, обратить внимание, на какие слоги падает ударение – чётные или нечётные, и посчитать количество безударных между ударными. Если ударение в стихе падает на чётные слоги – 2, 4, 6, 8, а между ударными слогами находится один безударный, – значит перед вами ямб.

Выделим в схеме стопы, отделив одну от другой вертикальной или косой линией, и посчитаем их количество, чтобы определить, какой это размер – трёхстопный, четырёхстопный или шестистопный. Ведь количество стоп влияет на интонацию стиха, его ритм. Например:

Поскольку в данной строчке ударение падает на чётные слоги – 2,4, 6, 8, а общее количество стоп в стихе – четыре, значит размер отрывка из стихотворения Ф. Тютчева “Весенние воды” – четырёхстопный ямб.

Рассмотрим другой пример, из стихотворения А. Пушкина “Зимний вечер”:

Здесь ударный слог предшествует безударному (хореическая стопа), ударение падает на нечётные слоги – 1, 3, 5,7, а общее количество стоп – четыре. Таким образом, размер данного отрывка – четырёхстопный хорей.

Ритму стиха способствует не только стихотворный размер – определённое чередование ударных и безударных слогов, но и рифма. Рифма – созвучие окончаний стихотворных строк.

Основной ритмической единицей стихотворной речи является стих. Каждый стих существует не изолированно, а в тесной связи с другими стихами.

Сочетание стихов, объединённых общей рифмовкой и представляющих ритмико-синтаксическое целое, называется строфой. Строфы отделены друг от друга большой паузой (в отличие от маленькой паузы в конце стиха). Они бывают разными по величине. Например, самая маленькая строфа – двустишие, в котором два стиха рифмуются между собой. Самая распространённая в русском стихе строфа – четверостишие, в котором могут встречаться разные способы рифмовки.

Ямб – двусложный размер с ударением в стопе на втором слоге, а в стихе в целом – на втором, четвёртом, шестом, восьмом и т. д. слоге.

Хореи – двусложный размер с ударением в стопе на первом слоге, а в стихе б целом – на первом, третьем, пятом, седьмом и т. д. слоге.

Строфа – это группа стихов с определённым расположением рифм, обычно повторяющихся в других группах.

Вопросы и задания

1. Расскажите, как проявляется ритм в природе и в поэзии.

2. Какие размеры называются двусложными?

3. Что нужно сделать для того, чтобы определить стихотворный размер?

4. Дайте определение понятия строфа.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)

АЛЕКСАНДР ПУШКИН (1799-1837)